В Каком Возрастетдети Начинают Следить Глазами За Предметом

Содержание

Новорожденный совершенно беспомощен, целиком зависит от родителей. Несовершенны все его системы, в том числе зрительная. Как грудничок видит сразу после рождения, и как меняется его зрение к году, расскажет эта статья.

Особенности зрительного аппарата новорождённых

Вокруг периода новорожденности много мифов. Например, люди долгое время верили, что у только рожденного младенца мир перевернут вверх ногами. Так как узнать у самого ребенка, что он чувствует, ощущает невозможно, родители и медики пытались найти объяснение несовершенности зрения грудничка самостоятельно.

Конечно, новорожденный очевидно отличается от взрослого. Все потому, что доношенный до нужного срока внутри материнской утробы после рождения он оказывается неприспособлен к внешнему миру. Детский мышечный каркас не может держать на весу тело, моторика не позволяет взаимодействовать с предметами вокруг, язык не обладает пластичностью для говорения. Зрение новорожденного не дает ничего рассмотреть.

Как видит грудной ребенок

Зрение крохи до года несовершенно. До рождения оно ему не было нужно, потому и не развивалось. Теперь новорожденный только учится им пользоваться, ближе к году ребенок осваивает умение целиком. Для взрослого не понятно, как можно не уметь видеть, но это только потому, что он давно уже выработал эту привычку. Крохе же нужно научиться сосредотачивать взгляд на интересующих предметах, обрабатывать поток информации, поступающий через зрительный канал. Это долгий и сложный процесс.

Зрение в первые дни жизни

Вопреки широко известному мифу про перевернутость, маленький ребенок видит все прямо, только недалеко и без красок. Зрение только рожденного младенца позволяет впервые увидеть мир вокруг серым и расплывчатым. Фокусировать свой взгляд кроха еще не умеет и не различает цвета (для него пока все черно-белое). Мир дальше 20 сантиметров от его глаз вовсе не существует – грудничок в первые дни жизни его не видит.

С возрастом это меняется. Так, зрение ребенка в 1 месяц позволяет на лице мамы, склоненной над малышом, увидеть рот и глаза. В два месяца дальность зрения увеличивается до пары метров. Постепенно появляются краски, развивается умение концентрироваться на определенном предмете.

Новорожденный смотрит на игрушку

Когда у ребенка фокусируется взгляд

Родителей интересует, когда у новорожденных фокусируется взгляд. Ждать этого сразу после родов не следует. Все развивается постепенно:

  • Первые попытки напрячь свое зрение ребенок сделает примерно к первому месяцу своей жизни, но только на предмете или человеке на расстоянии в 20-30 сантиметров от его глаз. Именно тогда младенец начинает различать глаза и рот, самые крупные части родительских лиц, чаще других наклоненных над крохой.
  • К возрасту двух-трех месяцев дальность фокусирования увеличивается до пары метров. Теперь младенец может рассмотреть погремушку, лежащую в шаге от него.
  • К четырем месяца кроха будет замечать еще более далеко расположенные или мелкие детали: заинтересуется картиной на стене или видом из окна.
  • В периоде 7 месяцев-год младенец учится фокусировать взгляд так же, как и взрослый, если нет никаких нарушений в развитии зрительной системы.

Интересно. Когда у новорожденного младенца фокусируется зрение, увиденное он долго и внимательно рассматривает. Так кроха знакомится с миром, учится обрабатывать новый поток информации. Позже, когда его моторика позволит дотронуться, схватить нужный предмет, он будет не только рассматривать его, но и щупать, крутить, облизывать, грызть.

Новорожденный изучает игрушку

Как развивается зрение

Этапы развития зрения у новорожденного можно разделить помесячно. Оно развивается постоянно, как и все системы организма. Значит, непрерывно появляются какие-то новые умения, достижения.

Таблица развития зрения

Все нормы достаточно условны – просчитать такой важный момент, как индивидуальность каждого ребенка, невозможно. Как в среднем развивается умение малыша видеть, показано в таблице ниже.

Всегда ли Вы следуете назначению врачей-гинекологов или педиатров?
Конечно, они больше знают нас.
33.82%
Нет, даже не доверяю, сама все перепроверяю, чтобы убедиться стоит так лечиться или нужно еще проконсультироваться с более опытным врачом.
26.42%
Всегда слушаю их назначения, а потом ищу информацию в интернете, чтобы точно определиться нужно слепо доверять или это сделает только хуже.
39.77%
Проголосовало: 1730

Нормы развития зрения у новорожденных по месяцам

Новорожденность Зрение характеризуется расплывчатостью, нечеткостью, черно-белыми цветами.
1 месяц Мир становится четче. Младенец начинает различать крупные детали предметов на расстоянии 20-30 сантиметров. Цвета все так же отсутствуют.
2 месяца Развивается фокусирование. Зрение еще черно-белое. Малыш может стараться сконцентрироваться на предмете в паре метров от него, видит еще нечетко. Появляется умение следить за медленно передвигающимся влево-вправо предметом.
3 месяца Четкость изображения улучшается. Начинают различаться цвета, в первую очередь – красный. Появляются попытки скоординировать свои движения с увиденным (например, стремление схватить погремушку, на которую ребенок смотрит).
4 месяца Предметы вдали становятся все более четкими. Начинают появляться остальные краски, улучшается цветовосприятие.
5 месяцев Важная веха – развивается восприятие глубины пространства. То есть теперь малыш будет стараться следить не только за перемещающимися из стороны в сторону предметами, но и за теми, что движутся от него и к нему. Также улучшается четкость зрения вместе с внимательностью. Младенец может увидеть и мелкие детали.
6 месяцев К полугоду цветовосприятие почти сформировано. Грудничок различает все цвета и даже многие их оттенки. Можно начинать знакомство с ними, как предлагают многие педагоги.
7 месяцев Зрение семимесячного младенца уже практически полностью сформировано. Он умеет видеть предметы вдали, отмечает разницу всех цветов, умеет обрабатывать поступающую из визуального канала информацию.
8 месяцев Улучшаются аналитические способности. Люди для ребенка начинают делиться на известных и неизвестных. Малыш внимательно рассматривает лицо взрослого. Осознав, что перед ним незнакомый, кроха может расплакаться. Увидев родителей, он выразит радость.
9-10 месяцев Четкость становится выше, различается все больше оттенков.
11 месяцев Примерно в этом возрасте появляется интерес к наблюдению за постоянными изменениями цветов и форм. Потому многие детки начинают увлеченно следить за происходящим на экране телевизора, планшета, телефона.
12 месяцев Развитие зрения крохи практически завершено.

Пример, как одну и ту же игрушку видят дети разного возраста

Проверка зрения у малышей

Так как младенец только развивается, важно уже на этом этапе отслеживать правильность формирования всех систем организма. Если имеется какая-то патология, исправить проблему сейчас будет гораздо проще, чем когда зрение уже сформировано. Именно поэтому грудничкам назначаются плановые походы к врачу-офтальмологу.

Важно! Зрение у новорожденных проверяют только детские специалисты. Взрослый окулист не сможет в полной мере оценить правильность развития зрительного аппарата крохи. Специфика работы именно детского офтальмолога в том, что орган зрения грудничков находится в стадии безостановочного развития.

Самый первый осмотр глаз маленького пациента проводится еще в роддоме. Неонатолог проверяет отсутствие кровоизлияний, целостность сетчатки. Особенно важно это для детей, рожденных раньше срока. На первом приеме у участкового педиатра определяется график дальнейших посещений окулиста. Его назначают в такие сроки:

  • 1 месяц. Этот прием назначается не всем, а только тем детям, которые имеют для него показания: патологии развития, недоношенность, родовые травмы, а также близких родственников с серьезными проблемами со зрением.
  • 3 месяца. Плановый прием для всех грудничков. Проводится скиаскопия, смотрится глазное дно. Врач проверит глаза ребенка визуально, кроме того, опросит родителей.
  • 6 месяцев. Проводятся все те же процедуры, что и в три месяца.
  • Год. Методы исследования те же.

После года плановые посещения офтальмолога сводятся до раза в год. По необходимости количество приемов может быть увеличено.

У взрослого человека зрение проверяют с помощью специальных таблиц и аппаратов. В случае с грудничками эти методы невозможны. Тогда проверка зрения проводится так:

  • Визуальный осмотр. Позволяет отследить правильность формирования глазных яблок, отсутствие покраснений, воспалений.
  • Проверка способности фиксировать взгляд на статичном и движимом предметах. Применяется не ранее, чем с трех месяцев ребенка.
  • Проводится скиаскопия, то есть определяется острота зрения. В глаза малышу направляется луч света, который пропускается через линзы (врач подносит их к лицу младенца). Цель офтальмолога – отслеживать перемещения тени в зрачке и подобрать ту линзу, при которой тень исчезает. Для новорожденного нормальный показатель – до 0,03, для годовалого – уже 0,3-0,6.
  • Офтальмоскопия – оценка глазного дна. Врач осмотрит глазки младенца с помощью специального приспособления. В это же время оценивается прозрачность хрусталика.

Возможные нарушения развития, их причины

Зрение новорожденного может развиваться с патологиями. Они могут появляться по одной из трех причин:

  • Наследственность. Ребенок попадает в зону риска, если его родители или бабушки, дедушки имеют проблемы с глазами (анамнез собирается по описанию родителей в первый прием у педиатра). Возможные заболевания – глаукома, катаракта, дальтонизм, помутнение роговицы и др.
  • Врожденные. Могут появиться в период внутриутробного развития из-за негативного влияния на плод (вирусные или хронические болезни матери, отравления и т.д.).
  • Приобретенные. Появляются уже после родов из-за внешних причин: травм, плохого питания, неправильной гигиены, инфекционных и вирусных заболеваний и пр. Сюда же относятся проблемы из-за недоношенности.

Любая из вышеприведенных проблем может быть найдена как сразу после рождения, так и появиться в течение какого-то времени после него. У малышей из группы риска по генетике или недоношенности именно поэтому плановые приемы у окулиста назначаются чаще. Если в течение года от рождения зрение в норме, риск возникновения патологий в таком случае снижается, но не исчезает до конца.

Профилактика правильного развития зрительного аппарата

Чтобы зрение у младенца развивалось правильно, об этом следует заботиться еще до того, как офтальмолог обнаружит патологии. Известный педиатр Евгений Комаровский рекомендует делать так:

  • Обеспечить достаточную освещенность в детской комнате в периоды бодрствования ребенка. В противном случае цвета он научится определять позже, оттенки различать будет хуже.
  • Игрушки обязательно должны быть крупными и контрастными. Нежные оттенки, так любимые мамами, хуже развивают цветовосприятие малыша. В первом полугодии Евгений Олегович рекомендует больше обращать внимание на зеленые и желтые оттенки, но и остальные цвета должны присутствовать в быту крохи тоже.
  • Популярную игрушку – мобиль вешать следует не прямо над головой грудничка, а чуть в стороне. Первые три месяца любые предметы на расстоянии 40 см над лицом малыш не рассмотрит все равно. Такое близкое расположение может спровоцировать развитие косоглазия.

Правильно расположенный на кроватке мобиль

Другие педиатры и офтальмологи дополняют список Комаровского следующими рекомендациями:

  • Первые два месяца жизни лучше использовать черно-белые игрушки. Когда у новорожденного впервые фокусируется зрение, лучше, чтобы предметы вокруг были максимально контрастными.
  • Избегать направленного в лицо малышу яркого света (за исключением приема у офтальмолога). Это неприятно и создает нагрузку на глазки ребенка. Если речь идет о прогулках летом, в разгар дня, то лучше поднять капюшон коляски так, чтобы тень падала на лицо. При непрямых солнечных лучах (например, вечером) этого можно не делать.
  • Заниматься с новорожденным. Маме рекомендуется почаще склоняться над ним, разговаривать, давая младенцу изучать ее лицо. То же должен делать папа. По мере взросления ребенка подключаются простые игры с погремушкой. К трем-четырем месяцам можно давать светящиеся игрушки.
  • На улице в периоды бодрствования с трех месяцев кроху можно брать на руки, подходить, например, к деревьям, давать рассмотреть их.

Лучшая профилактика правильного развития зрения у новорожденного – внимание родителей к своему чаду, а также соблюдение всех врачебных рекомендаций. В таком случае шанс возникновения у грудничка серьезной патологии существенно снижается.

Самый первый осмотр глаз маленького пациента проводится еще в роддоме. Неонатолог проверяет отсутствие кровоизлияний, целостность сетчатки. Особенно важно это для детей, рожденных раньше срока. На первом приеме у участкового педиатра определяется график дальнейших посещений окулиста. Его назначают в такие сроки:

Зрение — одна из основных функций познания мира. Благодаря зрительным образам ребенок получает до 90% информации о происходящем вокруг него. По поводу зрения у новорожденных детей бытует множество домыслов: кто-то утверждает, что грудничок видит все вверх ногами, в перевернутом положении, кто-то уверен, что малыши не способны различать цвета.

В данном материале мы рассмотрим, каким видится наш мир новорожденным, а также выясним, когда малыш начинает фокусировать взгляд и как помочь малютке развить зрительные функции.

Органы зрения до рождения

Зрительные анализаторы у плода зарождаются на второй неделе беременности. Мама еще не подозревает о своем «интересном положении», а у эмбриона уже появляются глазные пузырьки, которые потом станут его глазками. Хрусталики зарождаются к окончанию первого месяца беременности. К концу третьего месяца у ребенка сформированы сосуды и налажено кровоснабжение глаз.

Формирование склер приходится на 4-5 месяц беременности, к этому же сроку у малыша полностью сформированы веки.

Видеть в полном понимании этого слова плод в пространстве матки не может до тех пор, пока не завершится формирование центра зрения в головном мозге. В третьем триместре беременности малыш сквозь плотно закрытые веками глазки начинает определять и дифференцировать свет и темноту за пределами материнского живота.

При рождении глазки ребенка имеют структуру, идентичную глазу взрослого человека, но все отделы физиологически не дозрели, имеют меньшие размеры, функционально отстают от анализаторов взрослых.

Стадии развития после рождения

Зрение продолжает развиваться после рождения, дозревают глазки, нервы. Этот процесс идет одновременно с развитием и становлением функций головного мозга.

После рождения зрение у младенцев слабое, похвастать его остротой они не могут. Большой и яркий (по сравнению с материнской утробой) мир является большим стрессом для малыша, который к тому же не может толком рассмотреть происходящее вокруг. То, что мы видим, для грудничка первого месяца жизни является «лоскутным одеялом» – скоплением разноцветных пятен, не имеющих четких границ.

Но процесс формирования органов зрения и нейронных связей в головном мозге происходит непрерывно, а также очень интенсивно, и поэтому уже в месяц малыш может в общих чертах различить определенные формы, если поднести предмет близко к его глазам.

Однако удерживать взгляд точечно младенцу этого возраста еще очень трудно, мышцы, отвечающие за движение глазных яблок и фиксацию взгляда, еще очень слабые.

Видят ли новорожденные все в черно-белом спектре? Ответ на этот вопрос скорее отрицательный, но и особого разнообразия цветов вновь рожденный ребенок не воспринимает. Скорее, это набор пятен в полутонах. Утверждения о том, что младенцы все воспринимают в перевернутом виде, вообще далеки от реальности. Видит ваш новорожденный все в правильной проекции, только очень неотчетливо.

Поскольку глазные яблоки существенно уступают по размерам взрослым (16мм у новорожденных против 24 мм у взрослого), то изображение формируется не на сетчатке глаза, а сразу за ней, поэтому всем без исключения новорожденным свойственна некая физиологическая дальнозоркость.

По мере роста глазных яблок изображение начинает формироваться правильно и точно там, где оно должно появляться — непосредственно на сетчатке.

Давайте рассмотрим основные этапы становления зрительной способности у грудничков.

Новорожденный

В первые дни после рождения ребенок различает только свет и темноту. Ни маму, ни папу, ни тем более бабушку он не может рассмотреть, как бы родственники ни старались доказать обратное.

Если направить на ребенка слишком яркий свет, он может заплакать, резкая смена освещения (с темноты на свет) вызывает слезотечение и вполне понятное возмущение маленького человечка. Эти способности относятся к разряду зрительных рефлекторных реакций, их оценивают в родительном доме после появления малыша на свет. Если реакции есть, считается, что ребенок зрячий.

3 недели после рождения

Проходит период первичной адаптации, малыш приспосабливается к новым условиям своего обитания. После 21 дня начинает формироваться цветовое зрение, малыш станет различать некоторые пятна как более или менее яркие.

На расстоянии около 40 сантиметров от лица он может увидеть их лучше всего. Но ни понять, ни проанализировать увиденное малыш пока не в состоянии. Он не различает лица, не может видеть маму, но может ее чувствовать — по запаху, по голосу, по привычным для него прикосновениям.

1 месяц

После первого месяца грудничок начинает недолго удерживать взгляд на предмете, который удален от него не более, чем на 50-60 сантиметров. Но получается это пока плохо, а потому родители начинают бить во все колокола – «малыш косит», «у него глаза смотрят в разные стороны», «один зрачок подрагивает».

Все это не признаки патологии, а признаки незрелости мышц глаз, пройдет еще совсем немного времени, и грудной ребенок научится рассматривать предметы дольше.

2 месяца

К концу второго месяца ребенок может чуть дольше фокусировать взгляд на крупной игрушке. Но следить за ней взглядом ему пока еще очень сложно.

Малыш начинает узнавать маму, и это бесспорный прорыв. Появляются зачатки цветоразличения — малыш воспринимает красный цвет.

3 месяца

К этому возрасту органы зрения ребенка «шагнули» далеко вперед. Теперь он может не просто следить за предметом статичным, но и пытаться удержать взгляд на предмете движущемся, правда, при условии, что двигаться этот предмет будет нерезко, плавно.

Глазки малыша уже могут двигаться вправо и влево, вверх и вниз. Способность различать цвета совершенствуется — малыш начинает видеть желтый цвет.

4-5 месяцев

К концу пятого месяца малыш различает синий и зеленый, а также все базовые цвета спектра, но вот полутона ему пока недоступны.

Их он научится видеть к 7-8 месяцам. Ребенок узнает родных, различает лица, может довольно четко видеть предметы, которые удалены от него на расстояние метра.

6 месяцев

В полгода выражение лица ребенка начинает приобретать «живой» взгляд, вполне осознанный и разумный. Глаза больше не смотрят в разные стороны, не бегают туда-сюда, малыш может четко видеть лица, игрушки на расстоянии до трех метров, фиксировать на них взгляд.

Зрение становится стереоскопическим. Это означает, что младенец начинает видеть мир не плоским, как ранее, а трехмерным, объемным, таким, каким видим его мы, взрослые. Без труда ребенок может увидеть игрушку, дотянуться до нее, взять в руки.

7 месяцев и старше

В возрасте 7 месяцев и после этого зрение в базе своей сформировано. Но это не означает, что процессы совершенствования в органах зрения и головном мозге останавливаются. Развиваться зрительные анализаторы будут до 3 лет включительно, но база заложена уже сейчас.

Ребенок начинает фиксировать взгляд на удаленных предметах, быстро «переключать» взгляд от дальних предметов к ближним и наоборот. В 8-9 месяцев ребенок может оценить расстояние между предметами.

Нужно отметить, что самые разительные перемены с органами зрения у ребенка происходят в течение всего первого года жизни, а потому родители должны сделать все возможное, чтобы зрение малыша развивалось гармонично, правильно. Это поможет избежать проблем в будущем.

Недоношенные дети несколько отстают в этапах формирования зрения. Все зависит от того, насколько раньше срока появится на свет малыш. Дозревать глазки малышей, родившихся преждевременно, будут чуть дольше, и это вполне естественно.

Как развивать зрительные функции?

Позаботиться о том, чтобы зрение малыша было нормальным, родители должны с первых дней. Комната, в которой предстоит находиться грудничку, не должна быть очень темной. В полумраке все стадии развития зрения будут проходить с задержкой. Но и слишком ярко освещенным помещение быть не должно: в первые месяцы яркий свет будет раздражать малыша, причинять ему заметные неудобства.

Исключите нахождение источника света рядом с кроваткой. Также нежелательно, чтобы в комнате находились большие зеркала.

Не придвигайте кроватку к стене — подходить к малышу нужно с разных стороны, чтобы он мог научиться воспринимать объекты как справа, так и слева от себя.

Мобиль, погремушки и прочие «милости и прелести», которые мамы заготавливают для крохи еще во время беременности, лучше начать использовать, когда ребенок достигнет месячного возраста. Раньше он просто их не увидит и не оценит. После месяца игрушки вешают на расстоянии минимум 50 сантиметров от личика младенца.

Занятия на развитие зрения будут полезны для вашего карапузика уже с полутора месяцев. Для начала показывайте малышу черно-белые геометрические изображения.

С трех месяцев начинайте заниматься с ребенком с применением цветных предметов и игрушек. При этом помните, что сначала нужно предлагать предметы красного и желтого цвета, и только к полугоду — синие и зеленые.

Как только ребенок научится ползать, дайте ему волю. Манеж — отличное приспособление, которое очень облегчает маме жизнь и экономит нервы и силы, но в нем стереоскопическое зрение будет развиваться куда медленнее.

Во время изучения пространства собственными ручками и коленками малыш постигает также законы расстояния и объема, не забывайте об этом.

Обязательно гуляйте с чадом. Солнечные лучи способствуют развитию сетчатки глаза, к тому же улице ребенок получает отличную тренировку слежения за двигающимися предметами, которые еще не надоели ему в отличие от домашних — бежит собака, едет машина, цветок качается на ветру и т. д.

Самостоятельная проверка зрения

Глядя на косящие и мутные глазки малыша (а они такие почти у всех грудничков до определенного возраста), родители нет-нет, да и начинают задаваться вопросом, а все ли в порядке со зрением чада. Конечно, окончательный ответ на этот вопрос может дать только врач-офтальмолог, но некоторые признаки и тревожные симптомы нарушений зрения родители малыша вполне могут определить и самостоятельно для того, чтобы незамедлительно посетить все того же офтальмолога. Итак, проблемы чаще всего возникают у детей, которые:

  • появились на свет недоношенными, раньше срока;
  • родились в семье, где у близких родственников имеются проблемы со зрением (офтальмологические проблемы довольно часто передаются по наследству);
  • в месяц не демонстрируют реакции зрачка на свет (зрачок в ответ на яркое освещение не становится меньше);
  • в три месяца не фокусируют взгляд на больших предметах, которые не издают звуков, проявляют интерес только к игрушкам, которые могут производить звуки;
  • в четыре месяца не следят за движущимися предметами;
  • в полгода не распознают лиц родственников, не дифференцируют их с чужими;
  • в полгода демонстрируют непроизвольный нистагм (подрагивание и самопроизвольное движение зрачков из стороны в сторону или сверху вниз);
  • в полгода демонстрируют выраженное одностороннее косоглазие;
  • в годовалом возрасте не обращают внимания на собак, птичек или кошечек на улице, не интересуются движущимися предметами.

Медосмотры ребенка

За зрением малышей должны следить не только родители, задача которых — не допустить травмирования глаз, химических ожогов, но и специалисты.

Первый медосмотр на предмет зрения малыша проводится в детском отделении родильного дома. Уже на этой стадии докторам по силам определить тяжелые пороки развития и заболевания, например, ретинопатию новорожденных, глаукому и катаракту.

Но услышав от неонатологов заключение о том, что пороков не обнаружено, расслабляться и успокаиваться родители не должны: многие патологии со зрением, в том числе генетические, проявляются только с течением времени. Именно поэтому важно не «прогуливать» визиты к детскому офтальмологу.

Первый такой визит нужно нанести окулисту, когда ребенку исполнится 1 месяц. Недоношенным малышам нужно посетить доктора повторно в три месяца, а потом — в 6 месяцев. Если ребенок родился в срок, то после осмотра в 1 месяц ему следует повторить диагностику в полгода.

Обязательным является и посещение офтальмолога в 1 год. Потом следует показывать ребенка соответствующему медицинскому специалисту раз в полгода.

Полезные советы

  • Игрушки для визуального осмотра должны быть безопасными, поскольку рано или поздно малыш начнет дотягиваться до них руками и тащить в рот. Все эти действия вполне нормальны для грудничков.
  • Не отходите от ребенка в момент игры с мыльными пузырями или в песочнице: очень часто травмы глаз случаются от контакта с химическим составом мыльного раствора, а также песчинками.
  • Новорожденный не должен царапать себе лицо уже как минимум потому, что он может травмировать глаза острыми, как лезвия, ноготками. Используйте специальные распашонки с зашитыми руками, варежки на ручки, конверты, из которых малыш не будет произвольно вынимать руки.

О том, как видит малыш в первый год своей жизни, можно узнать из следующего видео.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Зрение продолжает развиваться после рождения, дозревают глазки, нервы. Этот процесс идет одновременно с развитием и становлением функций головного мозга.

1 МЕСЯЦ

Самое главное, что нужно новорожденному младенцу – ощущать покой, тепло и безопасность. Все это он получает от мамы, если чувствует, что она рядом, если вы разговариваете с крохой нежным голосом, ласково прижимая к груди ( ведь стук вашего сердца он слышал все 9 месяцев – это родной, знакомый звук, свидетельствующий о безопасности ).

Когда малыш бодрствует, создавайте контакт взглядов, разговаривайте с младенцем так, как будто он равноправный собеседник. Перепеленывая или переодевая кроху, не стоит делать это холодными или потными руками – малыши отличаются тактильной чувствительностью.

Уже на третьей неделе после рождения на базе безусловных рефлексов у ребенка начинают формироваться условные, способствующие адаптации к внешнему миру. Это значит, что малыш «готов к обучению». Читать, считать и писать пока рановато. А вот науку «правильного» поведения ( т.е. такого, которое сможет наиболее полно удовлетворить его нужды ) маленький человечек освоит довольно быстро.

Если для того, чтобы мама появилась, надо громко и долго кричать – он будет надрываться и орать на «радость» вам и соседям. А если достаточно пискнуть – и мама появиться, повода для крика – никакого. Может получиться так, что малыш твердо усвоит: мир, в который он пришел, не готов «откликаться» на его желания. Подобное, как правило, имеет место, если младенца кормят, не когда он проголодался, а когда это «нужно» взрослым; если ребенка готовы бросить одного, потому что «пришло время», например, сна.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: МИМИКА И РЕЧЬ

В 2-3 недели малыш постепенно осваивает науку копирования. Из всего окружения его больше всего привлекает человеческое лицо – в первую очередь, мамино. Поэтому он постоянно рассматривает склонившиеся над ним или разговаривающие с ним лица ( остальное пока тонет в туманной дымке – это зрение только начинает формироваться ).

Если в процессе общения вы будете совершать активные мимические движения, вскоре ребенок начнет повторять их, «отвечая» вам. Мама высовывает язык – и между губами появляется крохотный язычок. Мама улыбается – младенческое личико тоже расплывается в улыбке. Мама выпячивает губки – кроха ей вторит…

Также интуитивно, малыш чувствует эмоции, исходящие от взрослого. Если мама довольна и спокойна, ребенку тоже комфортно. Если мама раздражена, злится, ругается, младенец мгновенно реагирует протестующим плачем.

К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ, издают пищащие, фыркающие звуки. Те, кто поактивнее, «разговаривают» всем телом – тянутся к маме ручками и ножками, приподнимают попку, выгибают спинку. Действия эти еще не осознанны, но они прекрасно тренируют мышечный аппарат крохи.

О своем эмоциональном состоянии новорожденный сигнализирует плачем или улыбкой. Плач выражает недовольство, дискомфорт, испуг, боль, холод ил жару. Улыбка в первые недели жизни – признак спокойного довольства. Поначалу малыш улыбается непроизвольно, практически только во сне. Позднее улыбку можно наблюдать и после кормления, и во время купания. Во всех этих случаях говорят о физиологической или гастрической улыбке.

ЗАЛОГ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В 1 месяц следует сосредоточить внимание на физиологическомразвитии сынишки или дочурки. Промежутки бодрствования очень малы. Постарайтесь распределить их так, чтобы у вас хватило времени и для зарядки, и для массажа, и для плавания и игр в воде. Очень полезно поддерживать данные малышам от природы безусловные рефлексы: ползания, хождения, хватательный.

Ребенок еще не научился хорошо и внимательно слушать. Для развития слуха, во-первых, обязательно разговаривайте с крохой. Малыш различает звуки по высоте, предпочитает осмысленную речь набору слов. Когда мама говорит с ним, он может замереть, прислушиваясь – это первый опыт звукового сосредоточения.

Во-вторых, давайте чаду слушать музыку. Чем разнообразнее она будет, тем лучше. Как показывают исследования, произведения Моцарта, Вивальди, Гайдна способствуют нормализации различных физиологических процессов в младенческом организме. Так что, если есть возможность, включайте малышу произведения этих композиторов. Прелестная музыка может негромко звучать, когда ребенок бодрствует, и когда спит.

ЗАНЯТИЯ В ВОДЕ

Чтобы малыш не испугался воды, опускайте его в воду аккуратно, начиная с пяточек. Ведь дети очень чувствительны к изменению «физических данных» окружающего мира – им только предстоит освоиться со своей невесомостью в воде.

Замечательно, если первые дни вы будете купаться вместе, присутствие мамы сразу снимает все возможные негативные эмоции. Если вы в ванной вместе, положите малыша так, чтобы он спинкой и затылком опирался на вашу грудь и плечо, а левой рукой поддерживайте его под животик. Правой в этот момент можно поливать кроху водичкой или показывать ему игрушки.

Кстати, купаться «вместе» можно и с папой. Это даже еще интереснее – из папиных коленей и длинных ног получатся потрясающие горки для малютки! Если вы стоите «за бортом», положите ребенка на животик, поддерживая под подбородок и грудь или просто под подбородок, и катайте по всей ванне, покачивайте вверх-вниз, слегка поворачивайте с боку на бок.

Наверняка крохе понравится отталкиваться ногами от бортика ванны. Для этого поверните малыша у самого края так, чтобы он упирался в стенку согнутыми ножками. Ребенок должен самостоятельно оттолкнуться и немного проскользить по поверхности воды. Когда вы доведете его до противоположного края, повторите действия. Если малыш сразу не понял, чего вы от него хотите, сделайте несколько пружинящих движений, имитирующих толчки от бортика.

Еще одно забавное, и полезное упражнение для тех, кто только начинает осваивать водное пространство – хождение по дну ванны. Чтобы младенец мог свободно двигаться, держите его под мышки, чуть-чуть наклоняя вперед, стимулируя рефлекторные шаговые движения. После того как ребенок «походил» — желательно на спинке ( если, конечно, ваше чадо не предпочитает плавать исключительно на животе ).

Кстати, плавание на спине, когда малыш слегка покачивается на ваших руках из стороны в сторону, прекрасно развивает вестибулярный аппарат и чувство равновесия. Такая «морская качка» является великолепной профилактикой будущих «транспортных» проблем.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: ЗРЕНИЕ И СЛУХ

Яркую игрушку ( шарик, погремушку, кольцо ) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержатся на игрушке. После этого начинайте покачивать ею вправо и влево с амплитудой 5-7 см и частотой примерно 2 раза в секунду.

В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях ( вправо, влево, вверх, вниз ), приближая к малышу на 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки. Продолжительность занятия – 1-2 минуты, частота – 1-2 раза в день. Аналогично следует заниматься с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.

2 МЕСЯЦ

На 2 месяце младенец все больше адаптируется к окружающему миру. А мама уже научилась понимать своего кроху: почему плачет, что хочет сказать писком, когда дрыгает ногами, как ведет себя, если голоден, если холодно, жарко, мокро…

Сам малыш овладевает такими универсальным средством общения, как улыбка. Это уже не прежние гримаски, а завораживающая, сияющая, притягивающая – словом, настоящая улыбка. Кроха одаривает ею каждое обратившееся к нему лицо и обращенный голос. В первую очередь, конечно, мамин и папин. В этой улыбке – радость и доверие. К родителям, к миру. Доверие к миру возрастает и благодаря игре «глаза в глаза», тому незаменимому общению, когда малыш может подолгу смотреть в материнские глаза, видя в них, как в зеркале, свое отражение и восприятие себя другим.

Средством общения продолжает оставаться и плач. Но теперь он приобретает смысл социальный – просьба, зов: чтобы подошли, поиграли, взяли на руки, показали, что вокруг интересного. Когда младенец в хорошем настроении, он выводит рулады гласных звуков, внимательно слушая себя и замирая, чтобы потом повторить все сначала: э-а-о, а-о-у… Это предтеча речи.

Играйте с малышом, повторяя вслед за ним его «печенки» — слушая их «со стороны», кроха будет понимать, как сделать их более похожими на звуки, которые вы издаете, разговаривая. К тому же, ведя с мамой такой диалог-гуление, ребенок тренирует речевой и артикуляционный аппарат.

К 2 месяцам возрастает способность к координации мышц глаз и совершенствуется зрительное сосредоточение. Взгляд становится направленным. Теперь младенец может следить за движущимся предметом и не выпускать его из виду, когда тот остановится. Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.

В 2 месяца ребенок способен разглядывать предметы находящиеся примерно в полуметре от него. Значит, игрушки и погремушки должны висеть над кроваткой или шезлонгом именно на такой высоте. Одновременно со зрительным сосредоточением начинает формироваться координация «глаз – рука». Малыш пытается схватить предметы, находящиеся в поле зрения, стучит по ним. Пальчики практически всегда сжаты в кулачок. А когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.

ПРОБУЕМ НА ВКУС

Тот факт, что малыш все тащит в рот, вполне объясним. Именно этот способ знакомства с окружающим миром привычен для младенца еще с утробы. Не стоит беспокоиться ( если, конечно, вы заранее позаботились о чистоте квартиры ): слюна крохи настолько ферментно активна, что ребенок находится в относительной безопасности.

Сосать – вообще, любимое занятие. Однако к этому времени малыш начинает понимать, чем грудь отличается от одеяльца – на вкус, разумеется. Более того, когда малыш голоден, он будет требовать именно грудь ( или бутылочку ) и ни за что не согласится ни на что другое. И даже может помогать себе, поддерживая сисю кулачками и «подцеживая» ее, чтобы в ротик лилось больше молочка.

К 2 месяцам ребенок, если не спит, практически все время находится в движении, которое еще не контролирует. Голова его наклоняется то в одну сторону, то в другую, взлетают ручки и ножки, выгибается спинка… Спать кроха предпочитает в позе фехтовальщика. Но если вы уложите младенца на бочок, он сможет сам перевернуться на спинку. А если положите на животик – будет стараться поднять голову. Обычно к 8-9 неделе жизни ребенок уже может удерживать ее в течение 10-15 секунд. Утомившись, малыши закрывают глазки и поворачивают головку в ту сторону, где нет никаких «раздражителей».

МАССАЖ И «САМОМАССАЖ»

Полезно предложить ребенку и «самомассаж». Для этого на разложенную, на пеленальном столике пеленку насыпьте крупу и положите на нее малыша. Если младенец начал активно орудовать руками, кладите его на спинку, чтобы он ненароком не засунул крупинки в рот или нос. Если руки пока живут сами по себе, ребенка можно класть как на спинку, так и на животик.

Малыш будет ползать по крупе, тем самым, получая массу новых тактильных ощущений. При этом вы можете менять размер крупы: начинать с самой мелкой, например пшена, затем насыпать гречку или рис, потом круглый горох, а на последок – кедровые орешки или фасоль. Продолжительность процедуры должна быть небольшая, чтобы ребенку не стало больно и неприятно.

Если у младенца исчез тонус ножек и ручек, и он начал ими активно двигать, сделайте ему самые настоящие гантели . Разумеется крошечные. Для этого возьмите маленькие бутылочки ( из-под «Растишки» или «Актимель» ), налейте в них немного воды, закройте и прикрепите ( например с помощью резинки для волос ) к ручкам и ножкам любимого чада. Пусть упражняется в поднятии тяжестей. Когда этот вес будет освоен, налейте в бутылочку воды до половины.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

В младенческом возрасте полезно тренировать движения пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенкавозникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

В первые месяцы практикуйте упражнения рефлекторного характера, используя хватательный рефлекс. Например, такие: в раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, материалу ( пластмассовый, резиновый, деревянный и т.д. ), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Это упражнение дает малышу относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Можно чередовать шарики, поочередно опускать их в каждую руку, одновременно вкладывать в обе руки шарики одинаковые и различные и т.д. Потягивая шарик за ленточку, и не вынимая его из ладони младенца, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками ( диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см ). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук ( схватывание, сжимание ), развивают тактильную чувствительность ладони.

Эти рефлекторные упражнения носят пассивный характер, но они чрезвычайно полезны для развития осязания. Данное чувство развивается очень рано, как только в ручку крохи начинают попадать предметы.

РАЗВИВАЕМ СЛУХОВУЮ АКТИВНОСТЬ

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке ( малыш не должен вас видеть ) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 «звоночка», и даете звуку затихнуть. Младенец прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у малыша поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем желательно сделать недельный перерыв. В дальнейшем ( на протяжении 2 и 3 месяцев жизни ) можно проводить занятия 1-2 раза в неделю.

3 МЕСЯЦ

Все большая роль в обращении принадлежит улыбке. Плач постепенно отходит на второй план и становится выражением явного физического или эмоционального дискомфорта. А знаете ли вы, что специалисты-неонатологи различают у 3 месячныхмладенцев более 70 видов улыбок!? Как ни странно, обычная мама, внимательная к своему малышу, может легко достичь тех же результатов. Главное – по максимуму общаться с сынишкой или дочуркой!

А еще в этом возрасте ребенок начинает смеяться. Заливисто и искренне. При отрицательных эмоциях кроха громко или разгневанно кричит, особенно когда испуган, недоволен, или хочет настоять на «своем».

Малыш уже умеет и капризничать – обычно это связано с тем, что ему просто-напросто скучно. Капризничая, детишки хнычут, плачут « не по-настоящему». Поговорите с ребенком, поиграйте, возьмите на руки, расскажите сказку или потешку – и его личико вновь озарит улыбка!

Стоит завидеть маму или папу, как младенец раздражается радостным гулением, воркованием и громкими вокализациями. Поворкуйте в ответ, и ваше общение превратится в полноценный диалог, с множеством оттенков и интонаций! В разговоре малыш обычно участвует всем телом, размахивая ручками и ножками.

Кстати, ручки к 3 месяцам уже вполне разворачивают кулачки. И в один прекрасный день ребенок обнаруживает сначала существование рук, которые вполне осознанно засовывает в рот, пытается попасть ими по висящим над кроваткой погремушками, а затем ног. Сосать пятку – это ли не прекрасно!

Развивается еще одно умение – теперь, прежде чем попытаться попасть по игрушке, покачать, потянуть в рот, кроха долго и внимательно разглядывает ее, словно раздумывает, будет ли стоить результат приложенных усилий… К трем месяцам исчезает большинство врожденных рефлексов, и их место постепенно занимают осознанные навыки; что касается условных рефлексов, то они прогрессирующе нарастают.

Малыш не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны, поворачивает ее в поисках игрушки, человека, источника звука или света. Ему уже нетрудно поднять и грудь, теперь он может лежать, опираясь на предплечья.

Многие младенцы к концу 3 месяца умеют перекатываться, особенно отталкиваясь от бортика кроватки. Море удовольствия доставляет пинание мяча, который можно положить у ножек ребенка в кроватку или манеж. В этом возрасте детишки с удовольствием будут слушать сказки ( особенно рифмованные или ритмизированные ), стихи, играть в потешки, «подпевать» маминой колыбельной.

Если ваш ребенок уже «открыл» ручки и ножки, помогите ему познакомиться с другими частями тела. Покажите сначала на себе – ведь нет ничего занимательнее маминого лица – где носик, ротик, глазки. А потом дотроньтесь до личика крохи. Научите малыша высовывать язык, надувать щеки, шлепать губами – он с радостью станет повторять за вами эти движения, столь важные для формирования речевой активности.

Ребенок будет в восторге, если вы станете танцевать в ним, кружиться под легкую, плавную музыку, раскачиваться из стороны в сторону. Кстати, малыш может стать для вас замечательным «тренажером»: держите чадо на руках, делая зарядку. Польза и вам – больше нагрузка, и ему – ваши движения, сердечный ритм будут передаваться младенцу, и его мышцы будут работать синхронно с вашими.

ПОИГРАЕМ?

Активно используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»

Дайте возможность младенцу совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку крохи предмет и привлеките его внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Произносите звуки, которые вы слышали от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т.п.

Накиньте платок себе на голову, спросите: «Где мама? Куда мама спряталась? Найди маму!» Помогите малышу, если у него не получается, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. «Где мой Святослав? Нет Святослава. Куда же он убежал?» Снимите платок: «А-а-а, вот где мой Святослав!» Продолжайте играть с малышом, пока ему это интересно, придумывая различные варианты данной игры.

Развитие движений ребенка

В этом возрасте движения ребенка еще несовершенны: мышцы только-только освобождаются от гипертонуса. И вот младенец несмело и неловко начинает двигать ручками. Воспользуйтесь этим при занятиях с ним.

Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от младенца яркую игрушку, чтобы она привлекала его внимание, и помогайте тянущемуся к ней малышу осторожно перевернуться со спины на живот.

Привяжите к пяльцам колокольчики или бубенцы. Подвесьте их на ленте над кроваткой. Покачайте пяльцы, чтобы ребенок услышал, как звенит колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску. Поговорите с малышом, погладьте его ручки и направьте их к игрушке. Постепенно младенец научится сам захватывать колокольчики и звенеть. Тренировка захвата поможет справиться с гипертонусом и раскрыть ладошку, ведь это еще и массаж.

Чтобы ладонь быстрее раскрылась, надо чаще разминать и массировать пальчики малыша. Лучше всего это делать в игровой форме. Кроме движения рук, необходимо обратить внимание на развитие локомоторики ( совместных движений всего тела ).

На 3 месяце младенец учится высоко поднимать голову, лежа на животе и опираясь на предплечья. Это умение можно тренировать, высоко поднимая и опуская привлекательную игрушку перед личиком малыша.

Когда малыш бодрствует в положении на животе, покажите ему что-нибудь очень интересное, например неваляшку: внимание карапуза привлечет яркая окраска, приятный звук. А главное – ее улыбающееся лицо. Не забывайте, что шейные мышцы у ребенка пока еще слабые, и он не может долго удерживать голову, поэтому длительность тренировки не должна превышать 1-1,5 минуты. Также следите, чтобы кроха симметрично опирался на оба локтя.

К 3 месяцу младенец, если его придерживать подмышками, крепко упирается ногами в твердую поверхность. Предлагаем вам игру, совмещающую тренировку упора и массаж подошв.

Упражнение «Большие ноги шли по дороге»

  • Большие ноги
  • Шли по дороге:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.
  • Маленькие ножки
  • Бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.

Теперь подстелите коврик с шершавой поверхностью и, читая стишок, выполняйте скользящие шаги. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка, убедитесь, что ему не больно, и он с радостью принимает ваши действия. В конце игры потолкайте неваляшку ножками малыша.

Для обучению ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.

Кстати, ручки к 3 месяцам уже вполне разворачивают кулачки. И в один прекрасный день ребенок обнаруживает сначала существование рук, которые вполне осознанно засовывает в рот, пытается попасть ими по висящим над кроваткой погремушками, а затем ног. Сосать пятку – это ли не прекрасно!

Добрый день, опытные и начинающие птицеводы! Чем кормить бройлеров в домашних условиях для быстрого роста? Правильный рацион питания для бройлеров в условиях домашнего выращивания в нашем материале. Есть таблица и видео советы. Поехали!

Бройлер — это гибридная порода кур, которая выведена путем скрещивания для того, чтобы в короткие сроки вырастали крупные и мясистые особи. Для получения здорового поголовья, необходимо основательно подойти не только к условиям содержания, но и к вопросу питания.

Чем кормить бройлеров в домашних условиях с первых дней жизни

Рацион пернатых напрямую зависит от периода роста птицы. Таким образом, существует несколько видов кормов, соответствующих возрастным группам. Среди них находятся «Старт», «Рост», «Финиш».

Выбор комбикорма для кормления бройлеров

В сельско-хозяйственных магазинах представлен специальный комбикорм, благодаря которому упрощается процесс кормления бройлеров. Это сухой корм, расфасованный в мешки.

Прежде чем приобрести питательный состав, фермеру необходимо четко изучить маркировку, определить ее соответствие с возрастной категорией цыплят. Очень важно соблюдать рацион кормления пернатых с первых дней их жизни.

Питание обязательно должно быть сбалансированным! Для того, чтобы бройлер набирал вес в первые десять суток. Если же, по каким-либо причинам, цыпленок не растет, не прибавляет в весе? То по истечении десяти дней «нагнать упущенное» будет невозможно.

Поэтому, для достижения положительного результата, выбирая комбикорм следует учитывать сразу несколько аспектов:

1. В первую очередь обращается внимание на сроки годности состава. Также не рекомендуется приобретать корм, если сроки на исходе. Небольшое количество особей просто не успеют его съесть. А просроченным продуктом кормить птиц недопустимо.

2. Немаловажно изучить состав сухой смеси. Для цыплят лучшими составами являются такие комбикорма, как «Солнышко» и «ПК 5». Питание должно быть сбалансированным. И обязательно включать все жизненно важные элементы, витамины и минералы;

3. Высокая калорийность. Бройлеры — это искусственная порода. Они достигают своего максимального размера за 40-60 дней. Держать птиц более двух месяцев нецелесообразно. Почему? С возрастом ухудшается качество мяса.

Поэтому требуется обеспечить рацион питания пернатых высоко калорийными составами с первых дней. При выборе комбикорма следует отдавать предпочтение составам, в которых содержатся белки, фуражная пшеница, витамины, протеин, минеральные добавки, кукуруза. Это основные вещества, которые необходимы для бройлеров.

В зависимости от вида сухого корма, состав может меняться, но вышеперечисленные компоненты должны быть обязательно!

4. Доброкачественность фирмы. Как и в любой отрасли, среди производителей комбинированных кормов для домашних птиц, существует конкуренция. Некоторые марки производят качественный состав, который способствует правильному росту и крепкому здоровью.

Другие фирмы экономят на качестве сырья и создают менее полезный корм. Поэтому, по-возможности, следует изучить в интернет-ресурсах или спросить у знакомых, какая фирма лучше в конкретном регионе проживания.

Правильный баланс питания бройлеров

Изучая составляющие компоненты комбинированных кормов очень важно обращать внимание на их баланс. Таким образом, в составе должно быть:

  • Зерновая культура в количестве 60 — 65%. Повышенный процент компонента позволяет получать цыплятам энергию, так как в зерне содержится около 70% углеводов;
  • белки. Как правило, это шроты, измельченные бобы, жмых, аминокислота, рыбная мука;
  • в качестве минеральных веществ используются известняк, фосфаты, соли;
  • обязательной добавкой являются витамины.

С первых дней жизни цыплят бройлеров необходимо кормить стартовым комбикормом. Молодняк должен получать максимальное количество питательных веществ! Поэтому при необходимости разрешается к сухой смеси вводить добавки, такие как отварное яйцо, свежую творожную массу или простоквашу, молочную сыворотку.

Обратите внимание! Несмотря на разрешенные добавки, стартовый комбикорм должен быть всегда в свободном доступе и в волю. Питьевая вода, аналогично, должна быть свежей и стоять в курятнике неограниченном количестве.

Исключается экономия на корме, особенно в первые десять суток. Если птицы будут не доедать? Тогда это отрицательно скажется на качестве мяса и весе тушки.

Разновидности комбикорма для цыплят

По истечении первых десяти дней яичную и творожную массу можно убрать из рациона, а молочную сыворотку оставить до месячного возраста. Начинающие заводчики нередко задаются вопросом: «Как долго кормить «Стартом»? Ответ не может быть однозначным.

Длительность зависит от рекомендации производителей. У некоторых фирм существует дополнительный «Предстартер», которым кормить можно только до недельного возраста.

В остальных случаях кормление делиться на следующие периоды:

  • С первых дней до двух недель (0 — 15 суток).
  • После двух недель до месячного возраста (15 — 30 суток);
  • С месяца до полутора месяцев (30 — 45 дней).
  • С полутора до двух месяцев (45 — 60 дней).

Совет! Представленные возрастные категории, указанные на упаковке, являются условными. Конечно не стоит выкидывать комбикорм, если возраст цыплят уже больше, а смесь еще осталась. Смело можно докармливать, а затем переводить на следующую категорию.

Производители сухого состава также указывают суточную дозировку смеси. Доза рассчитывается исходя из количества голов в курятнике. Этот аспект важно учитывать! Но если птицы очень быстро съедают суточную норму? То не стоит их «морить» голодом.

В этом случае требуется ввести дополнительную порцию. Иначе пернатые начнут отставать в росте. Лучшим вариантом будет установка в курятник специальной автоматической кормушки, которая будет подавать корм по мере его поедания. Таким образом, цыплята всегда могут наесться в волю.

Немаловажно, чтобы поилка также была автоматической и пернатые в любой момент могли попить.

Минусы кормления комбикормом

Несмотря на массу положительных качеств комбинированных кормов, существуют некоторые минусы. На них также следует обратить внимание. Все отрицательные моменты связаны с составляющими компонентами сухого корма.

Таким образом, комбикорм содержит следующие вещества:

  • Во-первых. Консерванты (смеси должны храниться достаточно длительное время как на складе магазина, так и у фермера в домашнем хозяйстве. Только наличие консервантов позволяет продлевать сроки хранения, исключая окисление продукта);
  • Во-вторых. Антибиотики (благодаря данному компоненту в смеси не разводятся различные болезнетворные микроорганизмы. Таким образом, повышается качество состава);
  • В-третьих. Фунгициды (вещество предупреждает развитие различных грибов в корме);
  • В-четвертых. Компонент, предупреждающий слеживание смеси (корм будет постоянно в рассыпчатом состоянии, исключается самопрессование).

Наряду с перечисленными компонентами в составе могут находиться и другие вещества, которые будут способствовать ухудшению качества мяса. Недобросовестные производители просто не прописывают некоторую информацию на упаковке. Определить полный состав может только анализ в специальной лаборатории.

При желании самостоятельно готовить полноценный рацион питания для бройлеров, можно воспользоваться специальной таблицей. В которой четко определено количество нужных продуктов.

Теперь таблица продуктов для самостоятельного приготовления состава корма.

Таблица кормления помогает фермерам сориентироваться в балансе продуктов, которые необходимо давать цыплятам с рождения и до двух месяцев. Если придерживаться указанным дозировкам? То бройлеры правильно развиваются и быстро набирают вес.

Чем кормить бройлеров в домашних условиях таблица

Количество корма на одну особь в сутки Возраст цыплят
1-10 дней 10-20 дней 20-30 дней 30-40 дней 40-60 дней
Вареные яйца 4 г
Тертый сыр 2-4 г 4-5 г 5-6 г
Молочная сыворотка 2-4 г 4-5 г 5-6 г
Молочный обрат 3-5 г 3-5 г
Зерновая смесь (пшеница, кукуруза, ячмень, овес, рис, гречка) 3-4 г 6-15 г
Зерновая смесь (пшеница, кукуруза, ячмень, овес) 15-30 г 40-50 г 50-70 г
Жмых и шрот 1-2 г 3-4 г 5-6 г
Мясокостная или рыбная мука 2-3г 4-5г 5-6г
Картофель отварной 3-5 г 3-5 г
Бобовые толченые зерна 2-3 г 2-3 г
Соль 0,1 0,1-0,2 0,3 0,4 0,4
Зеленые травы (пирей, одуванчик, тимофеевка, клевер, эспарцет) и сочные корма, (свекла, тыква, морковь). 1-2 г 3-4 г 5-10 г 10-20 г

Если заводчик отдает предпочтение самостоятельному приготовлению сбалансированного питания, вместо комбинированного сухого корма, то необходимо придерживаться основному правилу — чем шире состав корма, тем сбалансированней будет питание.

Вышеперечисленные продукты могут быть предложены пернатым в виде однородной смеси. Допускается заваривание кипящей водой — подача в виде кашеобразного состава.

Следует учитывать, что после заваривания некоторые продукты становятся менее питательными, но термическая обработка позволяет сделать корм более усваиваемым для птиц.

Для того, чтобы молодняк с удовольствием съедал все, что предложат, допускается немного сахарить каши и мешанки. У кур очень хорошо развиты вкусовые рецепторы. Поэтому, если пища будет вкусной, пернатые с большим аппетитом будут все съедать и набирать вес.

Важная информация! Чем кормить бройлеров в домашних условиях? В случае самостоятельного приготовления смеси для бройлеров не стоит забывать о подсаливании еды, согласно приведенной в таблице дозировке.

В комбикорме уже есть соль, поэтому дополнительно солить сухой корм не нужно!

Ракушечник и зелень

Когда бройлеры достигают двадцатидневного возраста начинается приучение к кормушке с песком и ракушечником. Песочный компонент необходим для перетирания корма в желудочном мешочке, по сути выполняет функцию зубов.

Ракушки служат естественным источником получения кальция. Ракушечник можно заменить постоянным наличием в курятнике молочной сыворотки. Если же нет молочки, то ракушки позволят укрепить скелет и нарастить мышечную массу.

Зелень — очень важная составляющая рациона питания. Если нет возможности выгуливать бройлеров на свежем газоне, то необходимо самостоятельно прорастить зерновую смесь, например в ящике или чашке. В молодых ростках содержится большое количество клетчатки и витаминов, необходимых для растущего организма.

Не стоит резко менять корм. Каждый новый вид прикормки вводится постепенно, сначала небольшими дозами. Необходимо проследить за пернатыми во время поедания нового продукта, а также оценить последующий помет.

Если все в порядке, то можно смело увеличивать дозировку и продолжать кормить бройлеров.

Опытные фермеры практикуют совместное кормление комбикормом и смесью домашнего приготовления. Как правило, до двух месяцев цыплята растут на сухом корме. А вместо «Финиша» их переводят на натуральные составы. Такой подход позволяет улучшить вкусовые качества мяса.

Методика кормления бройлеров на птицефабрике

На птицефабриках бройлеров выращивают на комбинированных кормах. По достижению месячного возраста обязательно вводится рубленая зелень. Особое внимание уделяется питьевой воде.

Жидкость должна быть чистой, свежей, без болезнетворных бактерий. Прежде, чем подать комбикорм в кормушки, ответственный за кормление на заводе отправляет пробу корма на анализ! Только после получения данных о полном соответствии с требованиями к еде, смесь подается птицам.

Бройлеры на фабриках едят без ограничения объема. В определенное время даются витаминные составы. Состав подсыпается автоматически по мере поедания.

Немаловажным фактором являются условия содержания пернатых, в помещениях соблюдается температура, влажность. Обязательно осуществляется проветривание.

Чем кормить бройлеров в домашних условиях для быстрого роста

Выращивание бройлеров в домашних условиях проводится согласно тем же правилам. Необходимо следить за показателями термометра, влагомера, регулярно проводить проветривание, чистить помещение.

Очень важно учитывать погодные условия содержания, а также время года. При необходимости круглогодично выращивать кур, требуется позаботиться о теплом помещении. Курятник должен быть утеплен на зимний период. Особое внимание уделяется подстилке на напольное покрытие.

Не стоит забывать о наличие брудеров! Так как с первых дней жизни бройлеры должны выращиваться в особых условиях, которые создаются при помощи специальных аппаратов.

Ведение домашнего хозяйства является достаточно ответственным делом, которое имеет свои тонкости и секреты. Следование основным правилам поможет достичь положительного результата.

Как и чем кормить бройлеров в домашних условиях для быстрого роста мы рассказали. Правильное кормление и уход за бройлерными цыплятами — залог получения здорового поголовья, и, соответственно, качественного мяса.

Все на сегодня. Подписывайтесь на обновления сайта и наш канал «Курочка» в Яндекс Дзен.

До встречи, коллеги! А мы уже готовим для вас новую полезную информацию.

Вам понравились наши советы? Делитесь с друзьями в соц. сетях!

Другие фирмы экономят на качестве сырья и создают менее полезный корм. Поэтому, по-возможности, следует изучить в интернет-ресурсах или спросить у знакомых, какая фирма лучше в конкретном регионе проживания.

Бройлер — это курица мясной породы или гибрид, требующая особого ухода. Чем кормить бройлеров в домашних условиях, чтобы получить диетическое мясо, советуют специалисты. Важно обеспечить птице надлежащий уход с первых дней жизни и до убоя.

Особенности выращивания бройлеров

Только что вылупившаяся из яйца птица нуждается в тепле и свете. В яслях должно быть 30 0 С, круглосуточно гореть свет, стоять поилка с водичкой и корм в виде крошек из яичного желтка, проса. В первые две недели птенцы непрерывно клюют корм и быстро растут. В темноте корма не видно.

Вольер для птенцов должен быть светлым, подстилка мягкой и чистой. Простор бройлерам не нужен. Пока цыплята малы на одном квадратном метре их уместится 18 штук, взрослых птиц на этом пятачке останется до 10. Но при этом должна быть хорошая вентиляция. Постепенно, со взрослением птиц, загон расширяют. Прогулки бройлерным цыплятам не нужны, во двор их не выпускают, снижается эффективность набора веса.

Если возможности, приобрести цыплят, нет, для откладывания яиц на размножение оставляют несколько курочек и петушка. Для хорошей выживаемости лучше покупать десятидневных бройлеров.

Правильное кормление цыплят бройлеров в домашних условиях

У владельца бройлеров в подсобном хозяйстве всегда есть выбор, кормить птицу кормами с подворья и огорода или использовать комбикорм фабричного производства. На птицефабриках откорм поголовья осуществляется только кормами, в которых добавлены гормоны роста и антибиотики для предупреждения заболеваний. Поэтому чем кормить бройлеров в домашних условиях, смесями, составленными по рекомендованному рациону, или комбикормами, решать хозяину. Только вкуснее и полезнее будет мясо, нагулянное на зелёной траве, молочных, зерновых продуктах, приготовленных самостоятельно.

Различают этапы развития птицы, для каждого из которых подобран свой рацион кормления:

  • чем кормить цыплят бройлеров от рождения;
  • рацион выкармливания после 20 дней;
  • второй и последующие месяцы откармливания бройлеров.

Для быстрого набора веса цыплят интенсивно кормят и поят. Период откорма сопровождается выпаиванием. На каждый килограмм съеденного корма должно быть выпито 1, 7 литра чистой тёплой воды. Каждую неделю в утреннюю порцию воды добавляется розовый раствор марганцовки.

При вскармливании бройлеров травка для них скашивается и мелко рубится. В сбор не должен попадать чистотел, он ядовит. За сутки цыплята малого возраста в общей сложности съедают 1 кг корма на стаю за день. С каждым днём расход увеличивается и составляет около 6 кг на кормление. При этом 7 дней цыплят кормят 8 раз, потом неделю – 6 раз, до 20 дней – 5 раз, месячных – утром и вечером. Однако в домашних условиях корм в виде сечки и варёных овощей можно давать чаще, калорийность его ниже комбикорма.

Когда у птенцов растет оперение, им следует включать в рацион свежие капустные листья. В них содержится элемент сера, необходимый цыплятам в этот период.

Если не придерживаться правил, чем кормить бройлеров в домашних условиях, время и деньги будут потрачены впустую. Поэтому нужно следовать рекомендациям специалистов.

Как сократить расход комбикорма при откармливании бройлеров

В домашнем хозяйстве всегда найдутся пищевые отходы, корнеплоды, зелёная трава и злаки, сечки из них, в аптеках можно приобрести нужные витамины и добавки. Чем кормить бройлеров для быстрого роста в домашних условиях?

Пять рецептов, как вырастить здоровое поголовье:

  • Использовать сброженные злаковые смеси. Для этого 200-300 г прессованных пекарских дрожжей добавить в злаковую смесь, развести всё в 15 литрах воды, погреть 6 часов для улучшения брожения. После добавить зелени и варёных корнеплодов до 30 кг общего веса. Корм использовать свежим, не допуская закисания. Пропорции можно уменьшить, в зависимости от количества голов на откорме. Можно дрожжевую смесь злаков давать без зелени, но добавить толчёной картошки.
  • Влажные мешанки готовят из дроблёного зерна, мелких круп, хлебных измельчённых и размоченных крошек и корочек, каш, зелени и варёной картошки. Чем разнообразнее состав, тем лучше он поедается. Можно ли кормить бройлеров одной варёной картошкой? Изредка можно побаловать птенцов, делая меню разнообразным.
  • Для вскармливания в домашних условиях необходимо использовать молочные продукты. Молоко наливается свежее, не закисшее. Также хорошо добавить обрат, творог, пахту, сыворотку, но не смешивая с молоком. Одновременно можно давать зерновые.
  • Свежая зелень может скармливаться не только в сечёном виде. Чтобы птица не выкинула из кормушки, не затоптала, можно подвешивать венички из свежей зелени: одуванчика, осота, клевера, люцерны. Можно ли давать молочай бройлерам? Для них это лакомство. При зимнем содержании зелёным кормом станут проростки злаковых культур – пшеницы, ячменя.
  • Соблюдение чистоты. Нельзя давать птицам закисший корм. Кормушки нужно часто ошпаривать. Корм не должен быть доступным для поедания дикими птицами или грызунами. Они могут быть переносчиками болезней.

Кормление цыплят до месячного возраста

В ясельном возрасте цыплята несушек и бройлеров развиваются на одинаковых кормах. В это время составляют мешанку из пшена, желтка куриных яиц с добавлением дроблёных крупок типа «»Артек». Зерновая смесь составляет 60% от всего состава. В коробке должна быть вода и температура около 30 градусов.

При содержании в клетках температуру нужно держать выше, так как у птенцов нет возможности выбрать место. Признаком холода является, когда цыплята образуют «кучу-малу». Если жарко, птенчики лежат с растянутыми крыльями. Температура с 34 градусов постепенно снижается до 18.

На третий день в корм добавляют измельченную зелень, проростки, травяную муку по 5 г на голову. С пятого дня в меню появляется творог и молочные продукты. Недельных цыплят начинают подкармливать натёртой морковью и тыквой. Тыква нужна как антигельминтное средство, но не более 5 г на птенца.

С третьего по двадцатый день при вскармливании бройлеров необходимо использовать комбикорм «Стартовый», в нём содержатся сбалансированные и легко усваиваемые витамины для птенцов.

В кормление бройлеров с 20 дней необходимо добавить немолотые злаки и минеральные добавки в форме ракушечника, скорлупы, костной муки. Раз в неделю в мешанки добавляется галька для размалывания пищи в желудке. Птицы с жадностью набрасываются на еду в каждое кормление.

При этом они выискивают лакомые кусочки, часть корма, выбрасывая из кормушки. Лучше наполнять кормушку на треть, постепенно досыпая порцию. Если кормили птенцов правильно, к месяцу они должны весить 500-700 грамм.

Освещение должно быть в первые недели круглосуточное, но неяркое. Лампу можно окрасить в зелёный, красный цвета. Яркое освещение может вызвать расклёв

Месячные цыплята уже непривередливы, наступает время откорма. Чем кормить цыплят бройлеров в 1 месяц? Теперь 20% злаков можно заменить толчёной картошкой. Злаковая смесь состоит из целых зёрен:

  • кукуруза, соя и подсолнечная мука – по 20%;
  • ячмень – 10%;
  • пшеница – 25%;
  • горох – 5%.

Непременным условием быстрого набора веса будет использование пяти советов, опубликованных выше. Вырастить себе на зиму около сотни килограмм диетического мяса на даче вполне возможно.

Подбор питания бройлерам — видео

  • Использовать сброженные злаковые смеси. Для этого 200-300 г прессованных пекарских дрожжей добавить в злаковую смесь, развести всё в 15 литрах воды, погреть 6 часов для улучшения брожения. После добавить зелени и варёных корнеплодов до 30 кг общего веса. Корм использовать свежим, не допуская закисания. Пропорции можно уменьшить, в зависимости от количества голов на откорме. Можно дрожжевую смесь злаков давать без зелени, но добавить толчёной картошки.
  • Влажные мешанки готовят из дроблёного зерна, мелких круп, хлебных измельчённых и размоченных крошек и корочек, каш, зелени и варёной картошки. Чем разнообразнее состав, тем лучше он поедается. Можно ли кормить бройлеров одной варёной картошкой? Изредка можно побаловать птенцов, делая меню разнообразным.
  • Для вскармливания в домашних условиях необходимо использовать молочные продукты. Молоко наливается свежее, не закисшее. Также хорошо добавить обрат, творог, пахту, сыворотку, но не смешивая с молоком. Одновременно можно давать зерновые.
  • Свежая зелень может скармливаться не только в сечёном виде. Чтобы птица не выкинула из кормушки, не затоптала, можно подвешивать венички из свежей зелени: одуванчика, осота, клевера, люцерны. Можно ли давать молочай бройлерам? Для них это лакомство. При зимнем содержании зелёным кормом станут проростки злаковых культур – пшеницы, ячменя.
  • Соблюдение чистоты. Нельзя давать птицам закисший корм. Кормушки нужно часто ошпаривать. Корм не должен быть доступным для поедания дикими птицами или грызунами. Они могут быть переносчиками болезней.

http://kpoxa.info/zdorovie-pitanie/zrenie-novorozhdennyx-pervyx-dnej-zhizni.htmlhttp://o-krohe.ru/novorozhdennyj/kogda-nachinaet-videt/http://m.baby.ru/blogs/post/190425653-188283574/http://pro-kur.ru/chem-kormit-brojlerov-v-domashnix-usloviyax/http://glav-dacha.ru/chem-kormit-broylerov-doma/

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть

.

Читайте также:  В Сиредине Цикла Кровяные Выдклкни Ея И Задержка 10дней После Которой Пошли Месячные У Кого Было Отз
Елена
Мать двоих замечательных деток. Огромное количество опыта позволяет мне давать Вам правильные советы.
Оцените автора
Практические советы при ведении беременности и родов — в одном месте. Заходи