Сенсорное Восприятие

Предпосылка к успешному обучению

Только что рожденный на свет ребенок уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: он наблюдает за окружающей действительностью, улавливает звуки, чувствует температурные колебания. В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» — это восприятие.

Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира. Ознакомление с действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. От целостности восприятия напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.

На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям. Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.

Сенсорное восприятие — главный источник к познанию и заслуженно считается фундаментом в этой сфере.

В зависимости от воспринимаемых явлений восприятие разделяется на следующие виды:

  • восприятие формы: возможно различение предметов ребенком еще до года;
  • восприятие величины;
  • цветовое восприятие;
  • восприятие пространства: происходит через визуальное наблюдение за предметами и за их перемещением, происходящих с ними изменений, пропорций и их положения при движении;
  • временное восприятие;
  • восприятие телесных манипуляций;
  • восприятие звука: происходит через прослушивание музыкальных произведений, человеческой речи, звуков, издаваемых животными.
  • и т.д.

Все разновидности восприятия дети усваивают в разном возрасте с опорой на ранее приобретенные знания и представления. Для правильного построения восприятия существует целая система обучающих приемов, опирающихся на психологические закономерности.

Роль сенсорного развития для малышей

Сенсорное развитие ребенка – это усвоение понятий о предметных свойствах (форме, цвете, величине) и формирование восприятия. Оно является основой развития умственных способностей и оказывает прямое воздействие на дальнейшее обучение.

В будничной жизни малыш осваивает разновидности форм, красок, материалов и остальных свойств предметов и явлений, слушает музыкальные произведения и разглядывает живопись. При отсутствии руководства взрослых он воспринимает все так, как у него получается. Самостоятельное усвоение нередко бывает неполноценным. Поэтому необходим контроль и помощь со стороны взрослого. Только взрослому под силу показать малышу всю красоту и многообразие нашего мира, а также помочь правильно усвоить и закрепить словесно свойства предметов, явлений. Для сенсорного развития детей раннего возраста нужно организовать соответствующее обучение, сделать его многоступенчатым, постепенно продвигаясь вверх.

Одной из целей сенсорного развития является формирование у малышей определенных эталонов. Формирование правильных эталонов очень важно для дальнейшего обучения. И этот процесс не закончиться детством, а будет продолжаться на протяжении всей нашей жизни. Ведь малышу необходимо не только правильно определять и называть различные свойства предметов, но и иметь знания об их разнообразии и, самое главное, уметь применять эти знания для анализа различных свойств предметов, объектов, явлений в различных ситуациях. Например, цветовым эталоном будут семь цветов радуги, эталон формы – простейшие фигуры.

Важность сенсорного развития неоценима. При правильном обучении необходимо разрабатывать и использовать способы развития восприятия, основной целью которых будет вооружение ребенка культурой сенсорного воспитания.

Развиваемые посредством сенсорики умения и навыки

Начальные знания и умения малыша в различных сферах складываются в результате наблюдений за характерными признаками предметов и должны использоваться в последующей деятельности.

  • Для придания изображаемому предмету в рисовании сходства с настоящим необходимо заметить его цветовые особенности и определить форму.
  • Для сооружения конструкции из кубиков требуется исследование образца постройки.
  • Умение ориентироваться во внешних свойствах предметов, и характере их изменения дает знания о природных явлениях.
  • Получение первоначальных знаний о геометрических формах формирует первоначальные математические представления.

Сенсорное развитие детей раннего возраста позволяет познакомить малыша с основными цветовыми признаками предметов, различая их по форме и величине. Их усвоение дает толчок к формированию способностей к определенным видам творчества.

Всегда ли Вы следуете назначению врачей-гинекологов или педиатров?
Конечно, они больше знают нас.
34.36%
Нет, даже не доверяю, сама все перепроверяю, чтобы убедиться стоит так лечиться или нужно еще проконсультироваться с более опытным врачом.
26.2%
Всегда слушаю их назначения, а потом ищу информацию в интернете, чтобы точно определиться нужно слепо доверять или это сделает только хуже.
39.44%
Проголосовало: 1851

Этапы сенсорного познания

У детей в период раннего детства формируется определенное качество сенсорной культуры. Отталкиваясь от вышесказанного, сенсорное воспитание выдвигает разные цели для их дальнейшей реализации.

В младенческом возрасте до достижения детьми годовалого возраста, сенсорное воспитание занимает первостепенную позицию и практически может считаться единственным видом воспитания. В это время важно дать малышу первоначальные знания о многообразии внешних явлений, учить заострять внимание на свойствах предметов. Когда малыш учится хватать, выполняя определенные движения, приспособить их к форме предметов, их размеру и расположению. Сенсорное воспитание важно как для развития органолептической деятельности, так и для общего психофизического развития. У младенцев, испытывающих «сенсорное голодание», часто наблюдаются недостатки в развитии.

Когда малышу исполняется год, сенсорные задачи значительно усложняются. Накапливается знание о внешних свойствах предметов. В течение года нужно познакомить малыша с 6-ю цветами (из цветовой гаммы исключаем голубой), а также черным и белым. В игровой форме осуществляем знакомство с геометрическими простыми формами. Постарайтесь, чтобы дети усвоили и начали понимать значение терминов «форма», «цвет» и «такой же».

В период 2-3 года малыш пробует произвести некоторые действия, которые преследуют определенную цель: составить простой узор из элементов мозаики, в хаотической последовательности нарисовать рисунок, соорудить элементарные конструкции из кубиков. Это первые попытки ребенка воссоздать какой-то воображаемый предмет, объект. На первых порах обучения важно, чтобы ребенок обращал внимание на свойства предметов при совершении определенной деятельности. К концу 3-го года при положительной динамике развития ребенок способен находить отличия по цвету, величине, форме, положении в пространстве, находить различия в звучании и тембре голоса, узнавать знакомые мелодии.

Игры, используемые для тренировки

В младенческом возрасте создаются условия, позволяющие малышу непроизвольно следить за предметами яркого цвета (лучше, чтобы они находились в движении). Для развития хватательных движений в свободном доступе должны находиться предметы, различные по форме и размеру. Предложите послушать, как стучит барабан и поет дудочка, дайте ему смять бумагу, погладить и потрогать отличающиеся по структуре материалы и вещи. Ребенок должен усвоить, что шарик может катиться, а кубики можно ставить друг на друга. Предложите малышу игрушки со звуком или сами озвучьте их, играть в игры, сопровождаемые словесно, наподобие «Ладушек» и «Пряток».

Возраст 1-2 года должен сопровождаться такими занятиями, как раскладывание предметов по группам одной формы, проталкивание вкладышей в отверстия определенной формы. Чтобы развивать и закреплять знание цвета, группируйте разноцветные предметы.Для развития представлений о величине поиграйте с матрешками, пирамидами.

Для малыша 2-3 лет полезно приобрести парные картинки, набор геометрических фигурок. Существует множество игр, например «Найди такой же», «Подбери фигуру», «Маленький и большой» и т. д. Использование пособия из магазина необязательно, можно изготовить их вместе с малышом и заниматься с ними.

В младенческом возрасте до достижения детьми годовалого возраста, сенсорное воспитание занимает первостепенную позицию и практически может считаться единственным видом воспитания. В это время важно дать малышу первоначальные знания о многообразии внешних явлений, учить заострять внимание на свойствах предметов. Когда малыш учится хватать, выполняя определенные движения, приспособить их к форме предметов, их размеру и расположению. Сенсорное воспитание важно как для развития органолептической деятельности, так и для общего психофизического развития. У младенцев, испытывающих «сенсорное голодание», часто наблюдаются недостатки в развитии.

Сенсорное восприятие

Вы задумывались над вопросом: «Каков уровень вашего сенсорного восприятия?» Кто из вас в большей степени экстрасенс: вы, ваша мама или ваш друг?

Определенный уровень сенсорного видения, сенсорного воздействия имеет каждый.

Называйте это интуицией, прозрением — как хотите — смысл от этого не изменится.

Я не претендую на абсолютную точность в оценке вашего экстрасенсорного уровня. Но, выделив определенные моменты и предложив вам оценить себя по некоторым пунктам, я смогу кое-что вам рассказать.

О том, какие вы единственные и неповторимые, уникальные личности.

Только нужно вспомнить моменты своей жизни, когда вы, что-то блестяще решив и интуитивно по чувствовав раньше других, вышли с честью из сложной ситуации. Или предугадали предстоящие события. Или сняли головную боль прикосновением руки. Что-то в жизни такое удивительное было у всех.

Только, как это бывает, все забывается, и нет времени на то, чтобы записать эти ситуации, факты, систематизировать, осмыслить и сделать определенные выводы о степени собственного сверхчувственного восприятия.

Читайте также:  Какая Должна Быть Степень Зрелости Легких Для Родов

Возможно, что после этого те факты, которыми нас премя от времени пытаются ошеломить периодические и непериодические издания, вас бы совсем не удивляли: вы нашли в себе еще и не такие возможности.

Просто, никто об этом не догадывается. Более того, ны сами не знаете, зачем вам это нужно и как это можно применить.

Вот теперь я жду от вас ответов «да» и «нет», а вы от меня — рассказа о ваших скрытых способностях и талантах.

Только на основе ваших ответов, вашего осмысления и решения каких-то ситуаций, моментов из вашей жизни.

Итак, спрашиваю — думайте, вспоминайте, отвечайте. Оценивайте себя, свою причастность к миру экстрасенсов.

И не в одном направлении, а сразу с трех сторон, т.е. три грани вашей многогранной личности высветятся лучом сенсорики, заиграют своими радужными оттенками и включит сенсорное восприятие мира.

Три стороны — три грани (а их — множество):

сенсорное восприятие событий, фактов, людей, животных;

— сенсорность принятия решений, оценки ситуации, в том числе и в деловом мире;

Другие статьи:

Ваш браузер не поддерживает встроенные фреймы!

Только на основе ваших ответов, вашего осмысления и решения каких-то ситуаций, моментов из вашей жизни.

Почему сенсорные стимулы так необходимы для жизни?

Сенсорные импульсы поддерживают и стимулируют нашу нервную систему! В мире высоких технологий и скоростей работа взрослого человека насыщена монотонными и повторяющимися действиями. Мы много времени проводим сидя за рабочим столом, в машине, метро и вся эта монотонность вызывает чувство усталости и истощения. Люди тратят много средств на то, чтобы получить удовольствия в поисках новых ощущений лишь с одной целью – получить радость и чувство удовлетворения. Без чувств и ощущений нам очень сложно жить истинно наполненной жизнью.
Существуют следующие сенсорные системы (анализаторы) человека :
— зрительная,
— слуховая,
— вкусовая,
— обонятельная,
— соматосенсорная,
— вестибулярная.

Сенсорная система – это комплекс в который включены: орган чувств, черепно-мозговые нервы и спинномозговые нервы и определенные зоны коры головного мозга, где происходит обработка полученной информации от органов чувств.
Попробуйте задать себе следующие вопросы, в своих ответах вы увидите насколько вам необходимо получить либо новый опыт ощущений, либо вы поймете, что система перегружена и требует баланса:
— Как давно вы получали новый опыт от ваших органов чувств?
— Нравятся ли вам ощущения в вашем теле?
— Давно вы видели что-то новое?
— Какие новые звуки слышали и какое впечатление они произвели на вас?
— Какие из органов чувств вы используете больше, а какие меньше?
— Когда в последний раз вы позволяли себе играть? Да, да, именно играть, как дети? Делали что-то совершенно необычное и смешное?

Все наши эмоции и их интерпретации выстраивают наше индивидуальное восприятие мира. Восприятие – это получение информации от наших органов чувств. Информация обрабатывается нашей центральной нервной системой и нами осознается реальность происходящего. Для качественного восприятия необходимы здоровые органы чувств, стимуляция из внешней среды, качественный процесс передачи и обработки информации и конечно же, мотивация и опыт того, кто воспринимает.
Какой же вывод из всего вышесказанного можно сделать? Целостный процесс от сбалансированной системы, от игры, телесных проживаний, каждым органом чувств и осознанности повседневной жизни дает нам превосходную возможность получить опыт глубокой осознанности и внимания, как к себе, так и к тому, что окружает нас. Именно глубина осознанности помогает человеку в решении любых жизненных задач!
Интегрированная сенсорная система – это уверенность в себе, способность к развитию стратегий, необходимое условие для концентрации внимания. И что самое важное – ощущение наполненности жизни, а также избавление от стресса!

Сенсорные импульсы поддерживают и стимулируют нашу нервную систему! В мире высоких технологий и скоростей работа взрослого человека насыщена монотонными и повторяющимися действиями. Мы много времени проводим сидя за рабочим столом, в машине, метро и вся эта монотонность вызывает чувство усталости и истощения. Люди тратят много средств на то, чтобы получить удовольствия в поисках новых ощущений лишь с одной целью – получить радость и чувство удовлетворения. Без чувств и ощущений нам очень сложно жить истинно наполненной жизнью.
Существуют следующие сенсорные системы (анализаторы) человека :
— зрительная,
— слуховая,
— вкусовая,
— обонятельная,
— соматосенсорная,
— вестибулярная.

Сенсорные системы. Органы чувств. Физиология органов чувств. Функции сенсорных систем. Сенсорное восприятие. Этапы сенсорного восприятия.

Сенсорные системы человека являются частью его нервной системы, способной воспринимать внешнюю для мозга информацию, передавать ее в мозг и анализировать. Получение информации от окружающей среды и собственного тела является обязательным и необходимым условием существования человека. Термин «сенсорные (лат. sensus — чувство) системы» сменил название «органы чувств», сохранившееся только для обозначения анатомически обособленных периферических отделов некоторых сенсорных систем (как, например, глаз или ухо). В отечественной литературе в качестве синонима сенсорной системы применяется предложенное И. П. Павловым понятие «анализатор», указывающее на функцию сенсорной системы.

Все сенсорные системы состоят из периферических рецепторов, проводящих путей и переключательных ядер, первичных проекционных областей коры и вторичной сенсорной коры. Сенсорные системы организованы иерархически, т. е. включают несколько уровней последовательной переработки информации. Низший уровень такой переработки обеспечивают первичные сенсорные нейроны, которые расположены в специализированных органах чувств или в чувствительных ганглиях и предназначены для проведения возбуждения от периферических рецепторов в центральную нервную систему. Периферические рецепторы — это чувствительные высокоспециализированные образования, способные воспринять, трансформировать и передать энергию внешнего стимула первичным сенсорным нейронам.

Центральные отростки первичных сенсорных нейронов оканчиваются в головном или спинном мозге на нейронах второго порядка, тела которых расположены в переключательном ядре. В нем имеются не только возбуждающие, но и тормозные нейроны, участвующие в переработке передаваемой информации. Представляя более высокий иерархический уровень, нейроны переключательного ядра могут регулировать передачу информации путем усиления одних и торможения или подавления других сигналов. Аксоны нейронов второго порядка образуют проводящие пути к следующему переключательному ядру, общее число которых обусловлено специфическими особенностями разных сенсорных систем. Окончательная переработка информации о действующем стимуле происходит в сенсорных областях коры.

Сенсорные системы человека обеспечивают:
1) формирование ощущений и восприятие действующих стимулов;
2) контроль произвольных движений;
3) контроль деятельности внутренних органов;
4) необходимый для бодрствования человека уровень активности мозга.

Ощущение представляет собой субъективную чувственную реакцию на действующий сенсорный стимул (например, ощущение света, тепла или холода, прикосновения и т. п.). Однородные сенсорные стимулы активируют одну из сенсорных систем и вызывают субъективно одинаковые ощущения, совокупность которых обозначается термином модальность. Самостоятельными модальностями являются осязание, зрение, слух, обоняние, вкус, чувство холода или тепла, боли, вибрации, ощущение положения конечностей и мышечной нагрузки. Внутри модальностей могут существовать разные качества, или субмодальности; например, во вкусовой модальности различают сладкий, соленый, кислый и горький вкус. На основе совокупности ощущений формируется чувственное восприятие, т. е. осмысление ощущений и готовность их описать. Восприятие не является простым отражением действующего стимула, оно зависит от распределения внимания в момент его действия, памяти о прошлом сенсорном опыте и субъективного отношения к происходящему, выражающегося в эмоциональных переживаниях.

Сенсорное восприятие включает следующие этапы:
1) действие раздражителя на периферические рецепторы;
2) преобразование энергии стимула в электрические сигналы — потенциалы действия, возникающие в первичном сенсорном нейроне;
3) последующую переработку передаваемых сигналов на всех иерархических уровнях сенсорной системы;
4) возникновение субъективной реакции на раздражитель, представляющей собой восприятие или внутреннее представительство действующего стимула в виде образов или словесных символов.

Указанная последовательность соблюдается во всех сенсорных системах, отражая иерархический принцип их организации.

Сенсорное восприятие включает следующие этапы:
1) действие раздражителя на периферические рецепторы;
2) преобразование энергии стимула в электрические сигналы — потенциалы действия, возникающие в первичном сенсорном нейроне;
3) последующую переработку передаваемых сигналов на всех иерархических уровнях сенсорной системы;
4) возникновение субъективной реакции на раздражитель, представляющей собой восприятие или внутреннее представительство действующего стимула в виде образов или словесных символов.

АГОНИЯ — БОЛЬ — НЕДОМОГАНИЕ — ХОРОШЕЕ САМОЧУВСТВИЕ — УДОВОЛЬСТВИЕ — РАДОСТЬ — ЭКСТАЗ

А) Агония означает болезненное состояние, выходящее за пределы того, что может вынести организм. В агонии тело скручивается и искривляется в череде

судорожных движений. Агония смерти представляет собой именно такую конвульсию.

Б) Боль, в противоположность агонии, подразумевает, что нарушение не превысило уровень толерантности тела. При агонии целостность организма находится в опасности; боль является лишь угрозой. Боль также может выражаться в конвульсивных движениях, но меньшей амплитуды, чем при агонии. Различие заключается только в степени.

Читайте также:  20 Недель Беременности Низкое Расположение Головки

В) Недомогание — более легкая форма болезненного возбуждения. Тело может изгибаться или скрючиваться, однако движения не столь конвульсивны, как в вышеописанных состояниях.

Г) «Хорошее самочувствие» — это состояние легкости и расслабленности тела, которое выражается в мягких и гармоничных движениях. Это базовое состояние удовольствия, описываемое словами: «Я чувствую себя хорошо».

Д) По мере возрастания возбуждения в сторону позитивной части спектра, движения тела становятся более интенсивными и выразительными, сохраняя, тем не менее, координацию и ритм. Испытывающий удовольствие человек чувствует мягкость, легкую вибрацию и бодрость; его глаза блестят, кожа теплая. Можно сказать, что его тело урчит от удовольствия.

Е) Радость характеризуется таким нарастанием приятного возбуждения, что тело, кажется, танцует. Его движения полны жизни и грации.

Ж) В экстазе, наивысшей форме приятного возбуждения, проходящие через тело токи настолько сильны, что человек начинает «излучать свет», подобно звезде. Он чувствует, как уносится его тело (с земли в космос). Человек испытывает экстаз во время полного сексуального оргазма, когда движения принимают конвульсивный характер, но при этом остаются согласованными и ритмичными.

Различие между движениями на разных концах спектра состоит в наличии или отсутствии координации и ритма. Во всех болезненных состояниях движения тела нескоординированы и судорожны; в удовольствии движения плавны и ритмичны. Движение — это язык тела. По качеству движений человека можно определить его самочувствие.

Сенсорные системы. Органы чувств. Физиология органов чувств. Функции сенсорных систем. Сенсорное восприятие. Этапы сенсорного восприятия.

Сенсорные системы человека являются частью его нервной системы, способной воспринимать внешнюю для мозга информацию, передавать ее в мозг и анализировать. Получение информации от окружающей среды и собственного тела является обязательным и необходимым условием существования человека. Термин «сенсорные (лат. sensus — чувство) системы» сменил название «органы чувств», сохранившееся только для обозначения анатомически обособленных периферических отделов некоторых сенсорных систем (как, например, глаз или ухо). В отечественной литературе в качестве синонима сенсорной системы применяется предложенное И. П. Павловым понятие «анализатор», указывающее на функцию сенсорной системы.

Особенности восприятия человеком поступающей из окружающей среды информации с помощью органов зрения, слуха, осязания. Общие свойства сенсорного входа человека-оператора. Формы размещения панелей, зона досягаемости оператора, эргономические показатели.

Все сенсорные системы состоят из периферических рецепторов, проводящих путей и переключательных ядер, первичных проекционных областей коры и вторичной сенсорной коры. Сенсорные системы организованы иерархически, т. е. включают несколько уровней последовательной переработки информации. Низший уровень такой переработки обеспечивают первичные сенсорные нейроны, которые расположены в специализированных органах чувств или в чувствительных ганглиях и предназначены для проведения возбуждения от периферических рецепторов в центральную нервную систему. Периферические рецепторы — это чувствительные высокоспециализированные образования, способные воспринять, трансформировать и передать энергию внешнего стимула первичным сенсорным нейронам.

Центральные отростки первичных сенсорных нейронов оканчиваются в головном или спинном мозге на нейронах второго порядка, тела которых расположены в переключательном ядре. В нем имеются не только возбуждающие, но и тормозные нейроны, участвующие в переработке передаваемой информации. Представляя более высокий иерархический уровень, нейроны переключательного ядра могут регулировать передачу информации путем усиления одних и торможения или подавления других сигналов. Аксоны нейронов второго порядка образуют проводящие пути к следующему переключательному ядру, общее число которых обусловлено специфическими особенностями разных сенсорных систем. Окончательная переработка информации о действующем стимуле происходит в сенсорных областях коры.

Сенсорные системы человека обеспечивают:

1) формирование ощущений и восприятие действующих стимулов;

2) контроль произвольных движений;

3) контроль деятельности внутренних органов;

4) необходимый для бодрствования человека уровень активности мозга.

Ощущение представляет собой субъективную чувственную реакцию на действующий сенсорный стимул (например, ощущение света, тепла или холода, прикосновения и т. п.). Однородные сенсорные стимулы активируют одну из сенсорных систем и вызывают субъективно одинаковые ощущения, совокупность которых обозначается термином модальность. Самостоятельными модальностями являются осязание, зрение, слух, обоняние, вкус, чувство холода или тепла, боли, вибрации, ощущение положения конечностей и мышечной нагрузки. Внутри модальностей могут существовать разные качества, или субмодальности; например, во вкусовой модальности различают сладкий, соленый, кислый и горький вкус. На основе совокупности ощущений формируется чувственное восприятие, т. е. осмысление ощущений и готовность их описать. Восприятие не является простым отражением действующего стимула, оно зависит от распределения внимания в момент его действия, памяти о прошлом сенсорном опыте и субъективного отношения к происходящему, выражающегося в эмоциональных переживаниях.

Сенсорное восприятие включает следующие этапы:
1) действие раздражителя на периферические рецепторы;
2) преобразование энергии стимула в электрические сигналы — потенциалы действия, возникающие в первичном сенсорном нейроне;
3) последующую переработку передаваемых сигналов на всех иерархических уровнях сенсорной системы;
4) возникновение субъективной реакции на раздражитель, представляющей собой восприятие или внутреннее представительство действующего стимула в виде образов или словесных символов.

Указанная последовательность соблюдается во всех сенсорных системах, отражая иерархический принцип их организации. Человек воспринимает не все изменения окружающей среды, он не способен, например, ощущать действие ультразвука, рентгеновских лучей или радиоволн. Диапазон сенсорного восприятия человека ограничен имеющимися у него сенсорными системами, каждая из которых перерабатывает информацию о стимулах определенной физической природы. Сенсорная специфичность каждой системы определяется, прежде всего, свойствами входящих в нее рецепторов.

Длительность ощущения зависит от реального времени между началом и прекращением воздействия на рецепторы, а также от их способности уменьшать или даже прекращать генерацию нервных импульсов при продолжительном действии адекватного стимула. При длительном действии стимула порог чувствительности рецепторов к нему может повышаться, что определяется как адаптация рецепторов. Механизмы адаптации не одинаковы в рецепторах разных модальностей, среди них различают быстро адаптирующиеся (например, тактильные рецепторы кожи) и медленно адаптирующиеся рецепторы (например, проприоцепторы мышц и сухожилий).

Быстро адаптирующиеся рецепторы сильнее возбуждаются в ответ на быстрое нарастание интенсивности стимула (фазический ответ), а их быстрая адаптация способствует освобождению восприятия от биологически незначительной информации (например, контакт между кожей и одеждой). Возбуждение медленно адаптирующихся рецепторов мало зависит от скорости изменения стимула и сохраняется при его длительном действии (тонический ответ), поэтому, например, медленная адаптация проприоцепторов позволяет человеку получать нужную ему для сохранения позы информацию в течение всего необходимого времени.

Существуют сенсорные нейроны, генерирующие потенциалы действия спонтанно, т. е. при отсутствии раздражения (например, сенсорные нейроны вестибулярной системы), такая активность называется фоновой. Частота нервных импульсов в этих нейронах может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от интенсивности действующего на вторичные рецепторы стимула, кроме того, она может определяться направлением, в котором отклоняются чувствительные волоски механорецепторов. Например, отклонение волосков вторичных механорецепторов в одну сторону сопровождается повышением фоновой активности сенсорного нейрона, которому они принадлежат, а в противоположную сторону — понижением его фоновой активности. Указанный способ рецепции позволяет получать информацию и об интенсивности стимула, и о направлении, в котором он действует.

Произвольные мышцы с проприоцептивными нервами участвуют в восприятии исходящих импульсов. В человеческом теле есть и другие поверхностные мембраны, такие как слизистая пищеварительного тракта и респираторной системы, но они не связаны непосредственно с личностью.

Связь функциональной мембраны с сознанием можно лучше понять, если рассматривать тело как одну клетку. Раздражители, воздействующие на поверхность извне, вызывают ощущения в том случае, если обладают достаточной интенсивностью, чтобы оказать влияние на поверхность. Внутренние импульсы тела тоже осознаются тогда, когда они достигают поверхности. Сознание — это феномен поверхности; сюда входит как поверхность разума, так и поверхность тела. Фрейд описывал эго, которое включает в себя функции восприятия и сознания, как «проекцию поверхности на поверхность»*. События, имеющие место на поверхности тела, проецируются на поверхность разума, где и происходит восприятие.

Множество сигналов и движений организма не достигают сознания. Обычно мы не сознаем биения сердца, не воспринимаем работу кишечника и других органов и функций тела. В целом, только когда внутренняя активность оказывает воздействие на поверхность тела, возникает ощущение и происходит восприятие. Например, сердцебиение может достичь такой силы, что будет отзываться глухим стуком в груди, и тогда человек почувствует свое сердце. Теоретически, импульсы возникают в центре организма и направляются вовне, к объектам внешнего мира. Однако мы не сознаем импульсов до тех пор, пока они не достигают мышечной системы, где может иметь место действие, отвечающее цели импульса. Восприятие не зависит от сокращения мышц. Импульс становится объектом восприятия, когда мышцы получают установку к действию или «готовы» отреагировать.

Мышечная система, которая слишком эластичная, податливая или недостаточно плотная, склонна пропускать импульсы без адекватного контроля со стороны эго и прежде чем эти импульсы будут в полной мере зарегистрированы в сознании. Поведение людей с таким дефектом будет или импульсивным, или истеричным. Несмотря на гиперактивность или сильные эмоциональные вспышки, чувствительность у этих людей снижена. Они проявляют недостаток выдержки или самообладания, и их эго можно назвать слабым.

Читайте также:  25 День Цикла Признаки

«Вибрационный бой»

Вибрационный бой (ВБ) — это способность сознательного использования вибраций или фибрилляций тела для специфического, то есть, плохо идентифицируемого сознанием противника («нарушение психических функций»), перемещения в пространстве и для нанесения высокоскоростных ударов противнику. Вибрация в природе – спонтанная дрожь тела от ярости, от страха, от холода, от сексуального напряжения.

Скорость ВБ — от 5 до 12 изменений телом в секунду, в зависимости от состояния функций сознания. При больших скоростях (больше 14 пульсаций телом) начинается «бой невидимок». Противник, неспособный двигаться с такими скоростями, как правило, проигрывает схватку. Пример аналога вибрационного перемещения. Если сжать обычную пружинку и отпустить ее, то она начнет прыгать. А ее перемещения со временем участятся и будут все более мелкими. Схема движения пружины в этом случае — и есть схема спонтанного вибрационного перемещения.

Такая способность тренируется специальными упражнениями по овладению двигательной телесной волной (ДТВ, смотри дальше) и базируется на определенной позе человека. Инструктор, выполняющий упражнения, встает в определенную позу: вес тела перенесен на подушечки стоп, колени согнуты, мышцы живота сильно напряжены, торс наклонен вперед почти до угла 45 градусов с плоскостью земли.

После этого он короткими, резкими движениями раскачивается на одном месте с ноги на ногу. Инструктор должен почувствовать в своем теле нарастающую дрожь в зависимости от силы напряжения мышц пресса, скорости перенесения веса тела с ноги на ногу и сгиба коленных суставов. При достижении состояния устойчивой дрожи тела, инструктор делает длинный прыжок вперед и сразу тормозит движение, не меняя позы. Его ноги начнут совершать быстрые упругие шажки. Это и есть частично управляемая, или полу-спонтанная, вибрация. Инструктор постепенно меняет частоту вибраций тела за счет напряжения мышц пресса и сгиба коленных суставов.

Техника ВБ предоставляет возможность:
— увеличивать частоту вибраций тела до предельно допустимой для мышечных изменений;
— двигаться в вибрациях в любом направлении;
— «выпадать» из сферы восприятия противника;
— наносить противнику высокоскоростные удары на опережение его действия
Техника ВБ незаменима при использовании элементов «качания маятника», то есть, в ближнем бою, с применением огнестрельного оружия. ВБ — основа гиперборейской системы Н.И.Кудряшова «Топот». В пределе ВБ может быть применена техника:

СРД — смена ритма движения. Аналог: одним из способов суггестивного воздействия змеи на жертву является способ СРД, то есть смена ритма движения с очень медленного на очень быстрый. В разведке Генштаба России до 1917 года этому методу уделялось значительное внимание. СРД активно используется в ВБ.

Упражнение 5. «Дифференцированное дыхание»

Дифференцированное дыхание — это возможность тела сокращать и напрягать мышцы грудной клетки и всего тела так, чтобы одно легкое вдыхало, а другое в этот же промежуток времени выдыхало. Такая способность тренируется специальными упражнениями системы йогов. Ввиду сложности начальной базы, в данной работе это упражнение не рассматривается. Применение ДД вызывает двигательный ступор противника.

Упражнение 6. Дистанционное манипулирование в аудиальном диапазоне частот»

Дистанционное манипулирование в аудиальном диапазоне частот (ДМ-А) это манипулирование, то есть, управление намерением и действиями противника на расстоянии при помощи направленного резкого звука в определенную зону его тела и окружающего его пространства.

Инструктор, выполняющий упражнения, встает в определенную позу: вес тела перенесен на подушечки стоп, колени согнуты, мышцы живота сильно напряжены, торс наклонен вперед почти до угла 45 градусов с плоскостью земли («принцип ВБ»).

Плавно усиливая напряжение мышц пресса, инструктор направляет мысленный звук в свои стопы и мысленно «оттолкнув» звук от земли, волной направляет его по телу вверх, к легким, гортани, рту и дальше по направлению к двигающемуся в его сторону партнеру, используя свое тело как «волновод».

Обучающий инструктор по качеству течения двигательной телесной волны (ДТВ, смотри дальше) дает голосом знать инструктору о его ошибках и корректирует движения его тела. После выполнения необходимого действия, инструктор получает информацию о результате воздействия от партнера, и нарабатывает навык точной концентрации звука в определенных местах тела и пространства вокруг партнера (потенциального противника). Такие места ему указывает обучающий инструктор или эксперт СЦД.

Навык точной концентрации звука отрабатывается при помощи изменения напряжения мышц пресса, положения тела, его частей, положения гортани, рта, языка, губ и соизмерения длины волны звука с расстоянием до партнера (потенциального противника) При определенных условиях, связанных с излишней настороженностью, со страхом, с расслабленностью после сна и так далее, человек, как правило, не только вздрагивает от неожиданного, даже тихого звука, но при большей его мощности может подвергнуться серьезному травмированию психики и тела. Точно направленный и концентрированный звук встряхивает организм противника, и даже может парализовать его движения. Цоканье языком, утробные звуки, парализующие крики в боевых искусствах — все это примеры применения ДМ-А.

Дистанционное манипулирование в аудиальном диапазоне частот (ДМ-А) в пределе может выглядеть как:

НСЗВ — направленная стоячая звуковая волна в аудиальном сенсорном канале. Аналог: громкий голос (глас божий), стоячая волна в водоеме или в электронном или оптико-волоконном волноводе. В данной технике тело человека используется как дек у гитары, как волновод, усиливающий или ослабляющий интенсивность и направленность сочетания ритмов существования органов в аудиальном диапазоне частот и при помощи определенного положения тела в пространстве направить его в нужном направлении на нужное расстояние. Шокирует психику человека.

Величина рецептивных полей. Виды рецепторных полей.

Рецептивным полем называется область, занимаемая совокупностью всех рецепторов, стимуляция которых приводит к возбуждению сенсорного нейрона (рис. 17.1). Максимальная величина рецептивного поля первичного сенсорного нейрона определяется пространством, которое занимают все ветви его периферического отростка, а число рецепторов, имеющихся в этом пространстве, указывает на плотность иннервации. Высокая плотность иннервации сочетается, как правило, с малыми размерами рецептивных полей и, соответственно, высоким пространственным разрешением, позволяющим различать стимулы, действующие на соседние рецептивные поля. Малые рецептивные поля типичны, например, для центральной ямки сетчатки и для пальцев рук, где плотность рецепторов значительно выше, чем на периферии сетчатки или в коже спины, для которых характерны большая величина рецептивных полей и меньшее пространственное разрешение. Рецептивные поля соседних сенсорных нейронов могут частично перекрывать друг друга, поэтому информация о действующих на них стимулах передается не по одному, а по нескольким параллельным аксонам, что повышает надежность ее передачи.

Рис. 17.1. Рецептивные поля первичных сенсорных нейронов и сенсорных нейронов второго порядка. А. Рецептивные поля первичных сенсорных нейронов ограничены областью их чувствительных окончаний. Рецептивное поле переключательного нейрона образуется из суммы рецептивных полей конвергирующих к нему первичных сенсорных нейронов. Б. Раздражение центральной или периферической области рецептивного поля сенсорного нейрона второго и следующих порядков сопровождается противоположным эффектом. Как видно на схеме, раздражение центра рецептивного поля вызовет возбуждение проекционного нейрона, а раздражение периферической области — торможение с помощью интернейронов переключательного ядра (латеральное торможение). В результате контраста, создаваемого между центром и периферией рецептивного поля, выделяется информация для передачи на следующий иерархический уровень.

Величина рецептивных полей сенсорных нейронов второго и следующих порядков больше, чем у первичных сенсорных нейронов, поскольку центральные нейроны получают информацию от нескольких конвергирующих к ним нейронов предшествующего уровня. От центра рецептивного поля информация передается непосредственно к сенсорным нейронам следующего порядка, а от периферии — к тормозным интернейронам переключательного ядра, поэтому центр и периферия рецептивного поля являются реципрокными по отношению друг к другу. В результате сигналы от центра рецептивного поля беспрепятственно достигают следующего иерархического уровня сенсорной системы, тогда как сигналы, поступающие от периферии рецептивного поля, тормозятся (в другом варианте организации рецептивного поля легче пропускаются сигналы от периферии, а не от центра). Такая функциональная организация рецептивных полей обеспечивает выделение наиболее значимых сигналов, легко различаемых на контрастном с ними фоне.

Различие между движениями на разных концах спектра состоит в наличии или отсутствии координации и ритма. Во всех болезненных состояниях движения тела нескоординированы и судорожны; в удовольствии движения плавны и ритмичны. Движение — это язык тела. По качеству движений человека можно определить его самочувствие.

http://myintelligentkids.com/sensornoe-razvitie-detej-rannego-vozrastahttp://ofengshui.com/sensornoe-vospriyatiehttp://www.b17.ru/blog/98808/http://meduniver.com/Medical/Physiology/279.htmlhttp://studopedia.ru/12_134658_sensornie-sistemi-organi-chuvstv-fiziologiya-organov-chuvstv-funktsii-sensornih-sistem-sensornoe-vospriyatie-etapi-sensornogo-vospriyatiya.html

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть

.

Елена
Мать двоих замечательных деток. Огромное количество опыта позволяет мне давать Вам правильные советы.
Оцените автора
Практические советы при ведении беременности и родов — в одном месте. Заходи