Что Должен Знать Ребенок В 1 Год

Содержание

Когда малышу исполнился годик, родители подводят первые итоги: «Чему научился ребенок за этот год? Не отстает ли он по знаниям и умениям от других детей?» Мамы очень переживают, если соседский малыш умеет то, чему не научился их кроха. Они сравнивают достижения своего ребенка со средними общепринятыми показателями. На самом деле не стоит переживать, если что-то у вашего малыша не соответствует возрастным нормам. Это всего лишь средние данные. В чем-то ваш ребенок их опережает, а в чем-то отстает, но обязательно всему научится.

Основные навыки годовалого ребенка

Двигательные навыки

  • Малыш умеет твердо и уверенно стоять, ему не требуется поддержка.
  • Начинает самостоятельно ходить или с небольшой подстраховкой взрослого.
  • Самостоятельно ползает по ровной поверхности и по лестнице.
  • Ему нравится ходить по ступенькам вверх и вниз.
  • С легкостью влезает на кровать, кресло или диван и слезает с них, перешагивает небольшие препятствия.
  • Самостоятельно встает на ноги из любого положения, может наклониться, присесть на корточки, лечь.

Познавательные навыки

  • Увлекается процессом игры. В качестве игрушек очень нравятся различные коробочки и баночки с крышками, которые можно открывать и закрывать, насыпать туда различные мелкие предметы.
  • Большой интерес вызывает собирание пирамидки и постройка сооружений из кубиков, а также игра с различными бытовыми предметами (кастрюля, ложки, кружка, обувь, одежда).
  • Неподдельный восторг выражает во время игры с машинками или любыми игрушками на колесах, в процессе игры с мячами или воздушным шариком.
  • Подражает взрослым во всем: кормит игрушку и разговаривает с ней, одевает куклу, может вытирать пыль и даже пытается мести веником. Как взрослые, пытается сам причесываться, красить губы (как мама), дует на горячий чай или суп.
  • Открывает все дверцы и выдвигает все ящики, достает все из серванта или комода, дергает за все ручки и нажимает на кнопки.
  • Играет с детками в песочнице или на детской площадке, дублирует их действия, общается.

Социальные и эмоциональные навыки

Речевые навыки

  • Словарный запас годовалого ребенка включает до десяти – пятнадцати слов (например, мама, папа, дай, нет, иди, так). Пытается своими словами объяснить свои желания и потребности.
  • Должен понимать просьбы и уметь показать голосом или движениями то, о чем просят. Например, «Как лает собачка?», «Как позвать кошечку?», «Как тетя танцует?» и т.п.
  • Умеет найти нужную игрушку или предмет, который попросили подать. Показывает пальчиком на предмет, когда спросишь «Где он?» (мишка, машинка, телефон, мячик).
  • Понимает слова – нет, нельзя, дай, встань, сядь, ложись, положи, закрой, пока и другие.
  • Пытается повторять звуки, слова, словосочетания и передавать услышанную интонацию. Дублирует все услышанное по телевизору или на улице во время прогулки. Откликается на свое имя.
  • Активно включается в процесс игры, которую сопровождает необходимыми движениями. Может показать «Ладушки», играет в прятки, катает машину и произносит соответствующее «жужжание мотора».

Бытовые навыки

  • Может самостоятельно пить из чашки, сам держит бутылочку, пытается держать ложку и без помощи взрослых кушать (чаще это делают руками).
  • Умеет откусывать и пережевывать твердую пищу (овощи, фрукты, сухарики, печенье).
  • Сам моет под краном руки, умывается и вытирается полотенцем, пытается чистить зубы.
  • Пытаются сами одеваться, хотя не очень получается. Например, надеть штанишки и кофточку очень трудно, а вот головной убор или обувь у некоторых выходит надеть. Весь процесс сопровождается настойчивым пыхтением или недовольным криком.
  • Некоторые дети просятся на горшок. Другие, если не используется подгузник, сообщают мимикой и жестами о мокрых колготках.

Все эти данные – среднестатистические и не нужно на них равняться. Развитие каждого малыша зависит от многих элементов – условия жизни, генетика, социум. Только для любящих родителей — их ребенок самый лучший.

  • Может самостоятельно пить из чашки, сам держит бутылочку, пытается держать ложку и без помощи взрослых кушать (чаще это делают руками).
  • Умеет откусывать и пережевывать твердую пищу (овощи, фрукты, сухарики, печенье).
  • Сам моет под краном руки, умывается и вытирается полотенцем, пытается чистить зубы.
  • Пытаются сами одеваться, хотя не очень получается. Например, надеть штанишки и кофточку очень трудно, а вот головной убор или обувь у некоторых выходит надеть. Весь процесс сопровождается настойчивым пыхтением или недовольным криком.
  • Некоторые дети просятся на горшок. Другие, если не используется подгузник, сообщают мимикой и жестами о мокрых колготках.

Развитие ребенка в 1 год — время бежит с катастрофической скоростью. Совсем недавно родители радовались появлению крохи на свет и с нетерпением ждали, когда его выпишут из роддома. Однако не успели они оглянуться, как милый гулящий хомячок, превратился в умного карапуза, который уже самостоятельно ходит и пытается разговаривать, становясь с каждым днем все более похожим на взрослого. Годовалый ребенок не только изменился внешне, но и постиг множество навыков, сопутствующих взрослению.

Развитие годовалого ребенка направлено не только на физическое и психоэмоциональное развитие, но и на познание окружающего мира. Именно этот период принято считать переходным и одним из самых сложных как для крохи, так и для его родителей.

Физическое развитие ребенка в 1 год

Вес годовалого малыша должен быть в пределах от 9,5 до 10,5 килограмм, а рост от 74 до 76 сантиметров. Прибавка в массе и росте примерно такая же, как и в предыдущие месяцы.

  • Ребенок ходит самостоятельно, держась за руку родителей. Однако при этом он продолжает ползать на четвереньках, отдавая преимущество этому способу передвижения.
  • Годовалый малыш одной рукой может взять две небольших игрушки, а двумя – набрать горсть или взять три.
  • Он может подавать тот предмет, о котором его попросили взрослые и отпускать его. Карапуз умеет захватывать пуговицы на одежде согнутым большим и указательным пальцем. Некоторые малыши уже могут их расстегивать.
  • Кроха уверенно приседает и садится самостоятельно, не нуждаясь при этом в опоре. Благодаря совершенствуемой с каждым днем моторике, малыш может самостоятельно строить башню из нескольких кубиков и надевать кольцо на палочку от пирамидки.
  • Карапуз учит новые жесты и совершенствует те, которые он уже усвоил в прошлом. Он посылает воздушные поцелуи, машет рукой, качает головой, целует своих родственников и дует на горячую пищу.
  • В год ребенок уже пробует есть ложкой самостоятельно, но только в том случае, если к этому его приучили родители и разрешают практиковаться со столовым прибором во время приема пищи.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год

К концу двенадцатого месяца ребенок понимает более двадцати слов и знает названия всех предметов, которые он использует в обиходе или видит перед собой ежедневно. Пока произношение у малыша неправильное, он может менять местами слоги в словах и выговаривать не все буквы. В большинстве случаев в одно слово ребенок вкладывает сразу несколько значений.

В годовалом возрасте малыш с радостью общается со сверстниками и тянется к ним, но, к сожалению, бесконфликтное общение он еще не освоил.

Теперь малыш четко осознает, как нужно себя вести с каждым из членов семьи. Он чувствует мягкое отношение мамы к себе и в ее присутствии может баловаться и активно ею манипулировать. Карапуз знает, что с отцом или бабушкой, такое поведение недопустимо.

В двенадцать месяцев с ребенком становится сложно играть. Он начинает устанавливать свои правила, большинство из которых неприемлемы для взрослых. Он начинает упрямиться и делать те вещи, которые запрещены. К примеру, бросаться песком в песочнице или дергать животных за уши и хвост.

С годовалого возраста у ребенка начинает проявляться долговременная память. Малыш может с легкостью запомнить, чем он занимался вчера или даже позавчера. Во взрослом возрасте некоторые люди могут помнить, что с ними происходило в год или даже раньше, именно благодаря долговременной памяти.

Во время прослушивания музыкальных композиций, ребенок старается подпевать, а иногда и пританцовывать. В этом возрасте уже может выполнять простые просьбы взрослых.

С годовалого возраста, родители начинают замечать, как в развитии ребенка наступает очень сложный переходный момент, когда карапуз становится абсолютно не похожим на себя. Это изменение носит название кризиса первого года. Оно проявляется в непослушании и упрямстве, резком повышении самостоятельности и отказе от помощи взрослых, обидчивости, плаксивости и противоречивости в поведении. Также могут присутствовать и другие проявления.

Всегда ли Вы следуете назначению врачей-гинекологов или педиатров?
Конечно, они больше знают нас.
34.36%
Нет, даже не доверяю, сама все перепроверяю, чтобы убедиться стоит так лечиться или нужно еще проконсультироваться с более опытным врачом.
26.2%
Всегда слушаю их назначения, а потом ищу информацию в интернете, чтобы точно определиться нужно слепо доверять или это сделает только хуже.
39.44%
Проголосовало: 1851

Вредность или избалованность?

У каждой мамочки в период кризиса первого года возникает множество вопросов. Почему малыш начал себя так вести? Он просто проявляет вредность или всему виной неправильное воспитание и избалованность? Не нужно так сильно переживать по этому поводу и давать бурную реакцию на появившиеся перемены в поведении малыша.

Вот список причин, которые влияют на поведение ребенка, меняя его не в лучшую сторону:

  • У малыша начинает постепенно формироваться воля, которая сталкивается с волей взрослого, в результате чего кроха начинает сердиться и раздражаться;
  • Восприятие мира у годовалого малыша претерпевает серьезные изменения. Он начинает осознавать тот факт, что он отдельная личность, а его родители взрослые, которым почему-то позволено гораздо больше чем ему;
  • Ввиду того, что малыш с каждым днем приобретает все большее количество навыков, у него начинает возрастать уверенность в себе и он становится все более самостоятельным. Однако при этом, кроха пока не в состоянии давать правильную оценку своим возможностям, предвидеть ситуации и рассчитывать силы. Именно из-за переоценки своих сил, карапузу часто приходится сталкиваться с неудачами, которые заставляют его выходить из себя и огорчаться. Малыш пока не может понять, почему у взрослых это же действие получается выполнить легко, а у него оно выходит с трудом либо не получается вовсе.

Все запреты, которые ему ставят родители, карапуз воспринимает как серьезные препятствия к познанию окружающего мира.

Тест на развитие ребенка в 1 год

  • В год малыш уже должен хорошо ползать, ходить, держа за руку родителей, стоять с поддержкой, уметь садиться с положения стоя и сидеть без поддержки.
  • В двенадцать месяцев ребенок должен знать и использовать несколько жестов: махать рукой, кивать головой на «да» и «нет» и некоторые другие.
  • Ребенок уже должен произносить осмысленные слова. К примеру, такие как мама и папа. А также выполнять просьбы взрослых, касающиеся передачи или взятия предметов.
  • Помимо этого, у ребенка уже будут присутствовать все полученные ранее навыки, которые должны совершенствоваться.
  • К концу двенадцатого месяца у малыша должен прорезаться хотя бы один зуб либо иметься предпосылки к его прорезыванию в качестве набухшей десны.

Если хотя бы один из пунктов развития отсутствует, следует показать ребенка врачу, пройти обследование и выявить в чем заключается причина подобных нарушений.

Родители большинства годовалых малышей сталкиваются с тем, что у ребенка меняется режим. С двенадцати месяцев, карапуза становится очень сложно уложить спать днем, по этой причине дневной отдых приходится либо смещать, либо убирать совсем.

Днем обычно отказываются спать дети «совы». Они просыпаются утром в районе 9-10 часов, а ложатся спать в обед в районе 14-15 часов. В итоге выходит, что такие малыши спят днем один раз по три часа с 14 до 17, а спать они ложатся вечером не раньше 22-23 часов. Некоторые могут засыпать и за полночь.

В связи с подобными изменениями, кроху приходится переводить и на другой режим питания. Если его дневной сон стал длинным, то пятиразовый прием пищи придется сократить до четырех раз. В этом случае завтрак у ребенка будет в 9 утра, обед в час дня, полдник в 5 часов вечера, а ужин в 9 часов вчера.

Если режим не претерпел никаких изменений (такое бывает если ребенку присущ биоритм «жаворонка»), то все остается так же, как и несколько месяцев назад.

Помощь родителей

Время от времени годовалого ребенка нужно носить на руках. Развитие малыша в двенадцать месяцев так же как и раньше, направлено на совершенствование речевых навыков и мелкой моторики, поэтому необходимо продолжать развивать эти функции.

Развитие прямохождения

Самым главным навыком, приобретаемым малышом на данный момент, является ходьба. Как бы родителям ни хотелось, чтобы их чадо начало быстрее делать первые шаги, крайне важно учитывать его готовность к ним.

Если малыш уже освоил навык ползания и передвигается на четвереньках без каких-либо проблем, то необходимо сделать все, чтобы подтолкнуть его к прямохождению, однако отучать его ползать не следует. Чтобы научить кроху ходить, нужно развешивать его любимые игрушки на доступной для него высоте. Как только родители будут замечать, что малыш встает на ноги и тянет руку за игрушками, их нужно переносить немного дальше от карапуза, чтобы он проделывал несколько шагов, прежде, чем их достать.

Читайте также:  Через Сколько Могут Начаться Вторые Месячные После Первых

Не нужно торопить ребенка и сразу ждать от него ошеломительных результатов. Его опорно-двигательная система будет постепенно привыкать к нагрузкам. Расстояние между игрушками и ребенком нужно увеличивать постепенно. Когда он сможет самостоятельно шагать от опоры до опоры, ему будет необходимо сделать несколько таких целей с любимыми игрушками, к которым он сможет идти. На пути малыша обязательно должны встречаться опорные предметы, такие как кресло, стул, кроватка и прочие.

Стимуляция первых шагов ребенка

Зачастую дети боятся сделать первый шаг, так как не уверены в своих силах и очень боятся потерять равновесие и упасть. Чтобы уравновесить тело карапуза ему можно дать в руки несколько игрушек, затем следует отойти на пару шагов назад и попросить ребенка принести подвешенную игрушку. Малышу будет достаточно подобной мотивации и он начнет делать свои первые шаги, чтобы выполнить просьбу родителей.

Во время прогулок с малышом на свежем воздухе, необходимо обращать его внимание на других детей, которые уже самостоятельно шагают. Чужой пример может также замотивировать карапуза на собственные подвиги.

Хотя ходунки и позволяют быстрее развить навык хождения, часто их использовать не рекомендуется, так как они могут стать причиной неправильно сформированной осанки. Вместо них, лучше применять вожжи или игрушки-каталки. Поддерживать ребенка во время ходьбы нужно не за подмышки, а за кисти или предплечья. Когда малыш научится делать первые самостоятельные шаги, его можно держать сзади за капюшон для подстраховки. С этого момента нужно стараться меньше пользоваться коляской, давая возможность карапузу развивать полученный навык.

Не нужно переживать по поводу того, что малыш падает. Падения являются важным фактором в процессе обучения прямохождению. Не следует бежать к ребенку сразу после того, как он упал, необходимо дать ему возможность самостоятельно подняться. Помогать ему нужно только тогда, когда он не может подняться сам, плачет или сильно ушибся. Если есть возможность прогулок по траве, песку или земле, то необходимо разрешать ребенку гулять босиком. Это очень полезно.

Обувь для годовалого ребенка

Если малыш осваивает навыки прямохождения на жестком полу, то на него нужно надевать специальную детскую обувь. Это необходимо потому, что во время ходьбы в ступне происходит напряжение определенных мышечных групп, однако только в том случае, если ребенок ходит по земле, камням или песку. При хождении по полу, детская ступня будет либо расслабленной, либо напряженной только наполовину, что приведет к искривлению голеностопа и нарушениям походки.

Первая обувь малыша должна быть непросто модной, удобной и нарядной, а ортопедически правильной. Лучше всего приобретать ботинки на шнурках с высоким задником. Таким образом, детский голеностоп будет зафиксирован, а небольшой устойчивый каблук на ботинках, позволит избежать плоскостопия. Ботинки не нужно надевать все время, достаточно их носить, только тогда, когда ребенок ходит.

Игры с годовалым малышом

С ребенком необходимо продолжать играть в игру с наличием сюжета. Все что было увидено малышом во время прогулки на свежем воздухе, можно обыграть в домашних условиях, используя игрушки. Это могут быть проезжающие автомобили, гуляющие по двору животные или КАМАЗ выгружающий щебень на придомовую территорию. Все это можно воссоздать для малыша в игровой форме.

Также можно устраивать для крохи сказки в форме спектаклей, используя для этого матрешек или пальчиковых кукол, специально созданных для этих целей.

Заключение

Развитие ребенка в 1 год – это как раз то время, когда родители должны полностью перестроить линию отношений со своим карапузом. Следует организовывать занятия или игры с ребенком так, чтобы они были совместными, но при этом, взрослые должны давать малышу возможность проявлять в них себя как личность, показывая самостоятельность и умение принимать решения без посторонней помощи.

Между родителями и крохой должны быть искренние, доверительные отношения, только в этом случае можно быть уверенным в том, что ребенок будет полноценно развиваться, учась у своих мамы и папы только положительному и хорошему.

В связи с подобными изменениями, кроху приходится переводить и на другой режим питания. Если его дневной сон стал длинным, то пятиразовый прием пищи придется сократить до четырех раз. В этом случае завтрак у ребенка будет в 9 утра, обед в час дня, полдник в 5 часов вечера, а ужин в 9 часов вчера.

Что ребенок должен уметь в 1 год: первые достижения

Не успели вы оглянуться, а вашему малышу уже год! И, если вы — ответственный родитель, то один из важных вопросов, который вас наверняка волнует: Что ребенок должен уметь в 1 год?. Разумеется, у каждого крохи — свой темп развития, но все же по поводу определенных навыков педиатры сходятся в едином мнении.

Достижения первых 12 месяцев

К рубежу в 12 месяцев малыш приходит с определенными достижениями.

Вот, что чаще всего умеет ребенок в год:

  • наблюдает глазами за движущимся объектом или свечением;
  • сопровождает глазами звук и объект игрушки, тянет к ней ручки;
  • улыбается;
  • вертикально держит голову;
  • быстро и ловко переворачивается с одного бока на другой, на живот и обратно на спину;
  • уверенно сидит и стоит с поддержкой, делает первые шаги;
  • гулит, произносит первые слоги и слова.

Основные физические навыки

В год ребенок уверенно сидит и стоит с поддержкой взрослого или придерживаясь за какой-то предмет или стену, ползает. Малыш легко может встать на ноги из положения сидя, и вовсе необязательно, что перед своими первыми шагами он будет ползать — некоторые дети минуют эту стадию. Поскорее начать ходить обычно спешат активные ребята: они предпочитают самостоятельно держаться за опору или при любой возможности — за руку взрослого, чтобы добежать до намеченной цели. Невероятно, но факт: всего за 12 месяцев ребенок переходит из абсолютно горизонтального положения в вертикальное и очень подвижное.

Что должен уметь ребенок в 1 год:

  • передвигаться по ступенькам лестницы, держась за руку взрослого, переползать по ступенькам;
  • самостоятельно залезать на стул, кресло, диван и другие поверхности;
  • спускаться с лестницы или предмета мебели.

Все эти особенности родителям малыша необходимо учесть. Ведь, если вы вовремя не обезопасите малыша от опасностей (окон, на которых нет защитных сеток, открытых розеток, горячих, острых и тяжелых предметов на краю стола и т. д.), то можете столкнуться с трагическими ситуациями. Не надейтесь на то, что годовалый ребенок не способен очень быстро очутиться на подоконнике или столе: он очень сообразителен и уверенно стремится к цели.

Конечно, это вовсе не означает, что ребенку постоянно надо говорить «нет» и ограничивать любое его перемещение. Как раз напротив: доверяя малышу, но постоянно за ним присматривая, старайтесь показывать ему, что в окружающем мире есть предметы большой опасности, обязательно обозначьте их определенным кодовым словом и жестом. А если вы желаете, чтобы малыш поскорее сделал свои первые шаги, реже берите его на руки и стимулируйте к самостоятельному передвижению. К примеру, дайте ему возможность самому залезть на горку или перешагнуть через бордюр песочницы. Будьте «страхующим элементом», но не выполняйте за ребенка его «работу».

Как малыш познает мир

Сейчас ваш малыш активно интересуется «деталями мира», который начинается с его собственных игрушек. Он может стремиться что-то собирать и разбирать, наблюдать, как это делают взрослые.

«Ручные навыки», что должен уметь ребенок в 1 год:

  • «работать» с пирамидкой, состоящей из нескольких колечек: разобрать ее и собрать;
  • построить домик, поставив друг на друга пару-тройку кубиков;
  • интересуется устройством предметов с крышками — коробочек, кастрюлек; может класть в них другие предметы и закрывать крышками;
  • интересуется игрушками-сортерами, в отверстия которых можно протолкнуть предмет; вы можете смастерить такой самодельный «сортер» из обычной коробки, прорезав в ней круглое или прямоугольное отверстие;
  • если поставить перед ним пустую тарелочку и чашку, он может «попить» или «поесть» из нее, «по-игрушечному» показав, что умеет это делать;
  • может взять игрушку, как ему удобно — и одной, и двумя руками, и двумя пальцами, переложить ее из одной руки в другую;
  • понимает, что предметы могут двигаться (машинка, мячик, коляска и т. д.) и поэтому стремится их покатать;
  • играет с куклой: кормит ее, укладывает в кроватку, причесывает и т.д.;
  • играет со своими вещами — тапочками, шапочкой и т. д.;
  • может самостоятельно пользоваться шкафом: открыть и закрыть ящик или дверцу, вытащить игрушки или вещи и убрать их в шкаф;
  • старается повторять то, что делают другие дети или взрослые: хлопать в ладоши, стучать по предмету, копать лопаткой песок и т. д.;
  • копирует действия взрослых: вытирает пыль, как мама или чинит кран, как папа.

Кого должен узнавать и что должен знать и уметь ребенок в 1 год

  • малыш уже не только плачет, чтобы что-то попросить; он может улыбнуться, если ему что-то нравится, показать недовольство мимикой, указать на желанный предмет;
  • ребенок может выражать чувства к близким людям или игрушкам прикосновениями, поцелуями, объятиями;
  • ребенок постепенно разрабатывает собственный «телесный язык», жестами выражая свои желания или недовольство;
  • ребенок уже явно проявляет эмоции: раздражение при запрете, плач при обращении незнакомца, радость при виде близкого или новой игрушки;
  • кого и что должен знать ребенок в год: близких людей (маму, папу, родственников, в том числе узнавать их на фото), а также животных и предметы, которые часто видит (может показать их на картинке, на улице);
  • познакомить ребенка с книжкой можно уже в 6-месячном возрасте (есть и специальные книжки, которые можно «читать» в ванной), поэтому в годовалом возрасте ребенок может не только самостоятельно перелистывать страницы книги, но и приносить ее с просьбой почитать;
  • малыш все чаще копирует действия родителей: «говорит» по телефону, «читает» газету, «забивает гвозди» игрушечным молотком, «стирает» вещи, «подметает» пол;
  • родители с удивлением могут узнать собственные жесты и мимику в своем ребенке, который в этом возрасте способен не только распознавать интонацию, но и копировать ее;
  • ребенок откликается на просьбы и вопросы взрослых «где мама?», «покажи ведерко», «дай шапочку»;
  • если вы поете и танцуете в присутствии ребенка, он быстро научится подпевать и подтанцовывать вместе с вами;
  • малышам-годовасикам обычно нравится играть в «прятки», закрывая ладошками лицо, и в «ладушки»;
  • ребенка уже интересует собственное зеркальное отражение, поэтому при каждой возможности он стремится покрутиться перед зеркалом, потрогать его руками.

Конечно, это — далеко не все навыки из списка того, что умеет ребенок в 1 год, ведь в таком возрасте ребенок способен по-настоящему удивить любого взрослого и даже вызвать приступ умиления и гордости у собственных родителей. Но чтобы ваша радость не иссякала, старайтесь ежедневно заниматься развитием ребенка и чаще с ним общаться.

Первые слова

Малыш понимает смысл несложной речи и обращения к нему. Но пока он больше ориентируется на интонацию, чем на слова, хотя и знает смысл определенных фраз. Разговаривайте с ребенком чаще — и его словарный запас будет расти день ото дня, даже если пока этот запас пассивен (доступен пониманию, но не используется в речи). В год малыш уже понимает примерно 10 слов и выражений, включая звукоподражания (к примеру, если «мяу» – это «кошечка»).

Ели ваш ребенок совсем ничего не говорит, не паникуйте. Главное — чтобы он понимал ваши фразы и обращения. Если понимания не наблюдается — обязательно обратитесь к педиатру, ведь у малыша могут быть слуховые, психологические или неврологические нарушения, которые необходимо компенсировать своевременно.

Что еще ребенок должен уметь в 1 год:

  • откликаться на свое имя;
  • стараться повторить незнакомые слова;
  • реагировать на «нельзя» и «можно»;
  • реагировать на вопрос «кто это?», «что это?», «отвечать» словами или слогами: мама, баба, мяу и т. д.;
  • показывать действия: как пьет, кушает, копает и т. д..

Если вы часто общаетесь с малышом, разговариваете, рассказываете о том, что происходит вокруг, читаете ему, то он научится говорить гораздо раньше многих сверстников. Особенно, если вы говорите четко, ясно и неторопливо, стимулируя ребенка повторять вашу речь. Не уменьшайте и не коверкайте слова, чтобы малыш не запоминал их неверное звучание. Общайтесь с помощью нормальных «взрослых» фраз, но вкладывайте в них больше эмоций.

Как годовасики могут себя обслуживать и чему ребенок может научиться в 1 год

Если вы дали малышу возможность быть самостоятельным, то к 12 месяцам он научится:

  • мыть и вытирать руки;
  • держать в руках ложку (а, возможно, и вилку) и использовать их;
  • хорошо жевать, откусив твердую пищу, а прожевав, проглатывать ее;
  • пить из небольшой чашечки или из «непроливайки»;
  • интересоваться горшком и начать им пользоваться (малыш понимает логическую цепочку между естественными потребностями и горшком, особенно, если вы приучили его к этому каким-то условным знаком или звуком);
  • делать попытки самостоятельно одеться и обуться (особенно, если в свободное время вы даете ребенку его одежду, чтобы у него была возможность потренироваться).

Об эксперте: +МАМА

Мы самый дружелюбный сайт для мам и ваших малышей. Вопросы и ответы на них, уникальные статьи от врачей и писателей — все это у нас 🙂

«Ручные навыки», что должен уметь ребенок в 1 год:

Казалось бы, совсем недавно родители принесли из роддома маленький свёрток, в котором находился такой долгожданный малыш. Он ещё ничего не мог делать самостоятельно. А через двенадцать месяцев взрослые видят перед собой маленькую личность: малыш уже умеет ходить или пытается сделать свои первые шаги, проговаривает отдельные слова и показывает характер. Ведь годовалый ребёнок — уже личность, со своими желаниями и требованиями. Врачи не устают повторять, что каждый ребёнок индивидуален и темпы развития малышей могут отличаться. Но Всемирной организацией здравоохранения разработаны нормы и стандарты, в рамки которых кроха должен укладываться в годовалом возрасте. Рассмотрим подробнее, что должен уметь ребёнок в двенадцать месяцев. Какие признаки показывают, что нужно обратиться к врачу.

Особенности физического развития мальчиков и девочек

К году малыш делает большой скачок в физическом развитии. Некоторые дети начинают ходить самостоятельно, другие с опаской осваивают первые шаги. В тоже время малыши продолжают активно ползать, для них этот способ передвижения привычнее и быстрее. Именно на четвереньках ребёнок полностью чувствует своё тело и может его контролировать.

Специалисты обращают внимание, что родителям не стоит волноваться, если и в год кроха ещё не ходит самостоятельно. Но малыш должен уверенно стоять и шагать у опоры, за руку со взрослыми. Если в двенадцать месяцев ребёнок не пытается совершить эти действия, это повод обратиться к врачу за консультацией.

К году малыши очень любознательные, они умеют садиться и вставать, могут забраться на диван или кровать и слезть с неё. Многие родители замечают, что к году дети очень интересуются музыкой, у них отличное чувство ритма и под звуки песен они начинают раскачиваться из стороны в сторону. Несмотря на то что каждый малыш индивидуален и сроки, когда он осваивает новые умения и навыки, могут отличаться, есть общепризнанные нормы физического развития детей. Ребёнок развивается согласно возрасту, если к двенадцати месяцам он умеет:

  • сидеть самостоятельно, уверенно удерживая спину;
  • активно ползать: врачи предупреждают, что некоторые дети минуют этап ползания и сразу начинают садиться, а затем вставать. Это также считается вариантом нормы. Такие малыши могут освоить ползание уже после того, как сделают свои первые шаги;
  • взбираться на кровать, лазить по ступенькам лестницы;
  • самостоятельно вставать на ноги, стоять с опорой и без;
  • ходить с опорой или за руку со взрослым;
  • пить из чашки с помощью родителей и делать попытки выполнить это действие самостоятельно, есть из ложки с маминой помощью;
  • перекладывать предметы с места на место, собирать свои игрушки, показывать на интересующий ребёнка объект.
Читайте также:  Болит Сильно Горло При Беременности 38 Недель Что Делать

Некоторые дети к году уже ходят самостоятельно. Но специалисты обращают внимание, что если ребёнок не пошёл сам в двенадцать месяцев, это не повод паниковать. В норме малыши начинают делать первые шаги сами к 1,2 года

К первому юбилею у малыша есть в среднем 8 зубов. Но эта цифра приблизительная: у некоторых детей прорезывается 4–6 молочных зубов, а другие могут похвастаться наличием целых 12 помощников пережёвывать пищу.

Нормы прорезывания молочных зубов приблизительные. Но если в год у малыша нет ни одного зуба, это повод показать ребёнка стоматологу-ортодонту

Время сна и отдыха в двенадцать месяцев

Меняется и режим дня ребёнка: малыш больше бодрствует, чем спит. Ночной сон занимает 11 часов, а днём кроха отдыхает всего 3 часа, которые распределяются на два дневных сна. Некоторые дети уже в этом возрасте переходят на один дневной сон. Доктор Комаровский объясняет, что это не отклонение от нормы, а индивидуальные потребности организма. Дело в том, что малыши, которые укладываются на ночной сон позже, утром позже просыпаются, поэтому отдых в первой половине дня им не нужен. Организму достаточно дневного сна в послеобеденное время.

Если ребёнок активен, имеет хороший аппетит и развивается согласно нормам, значит ему достаточно одного дневного сна. Доктор Комаровский рекомендует прислушиваться к потребностям малыша и не заставлять его спать два раза днём.

Рост и вес малыша в зависимости от пола — таблица

Рост и вес — это главные показатели, которые подтверждают, что ребёнок развивается согласно нормам. С самого рождения каждый месяц врач и медсестра оценивают прибавку малыша в сантиметрах и граммах. Дефицит массы тела у детей до года может сигнализировать об анемии, проблемах в работе пищеварительной и эндокринной систем, а также о нарушениях центральной нервной системы.

Специалисты обращают внимание родителей, что постоянный недобор веса, который приводит к дефициту массы тела ребёнка, может стать причиной отставания в физическом и психическом развитии малыша.

Основные рефлексы, навыки и умения ребёнка в 1 год

Для детей разного возраста существуют свои параметры психологического, умственного и речевого развития. Каждая мама сравнивает своего ребёнка с другими. И если её малыш отстаёт по каким-то критериям, сразу же спешит к доктору. Специалисты предупреждают, что темпы развития зависят от темперамента крохи, а также от генетической предрасположенности. Поэтому доктор на приёме оценивает навыки, которые приобрёл малыш к году, его рост и вес, и объясняет родителям, стоит ли волноваться или есть время немножко подождать, чтобы ребёнок освоил новые умения.

Родителям нужно принимать непосредственное участие в развитии ребёнка: разговаривать с малышом, читать сказки и играть

Психологическое и эмоциональное развитие годовалого малыша

Именно в этом возрасте малыш начинает проявлять характер. Некоторые родители недоумевают: только вчера ребёнок был полностью послушным, не устраивал истерик, а сегодня его просто не узнать. Детские психологи объясняют такое поведение первым психологическим кризисом. Кроха изучает границы дозволенного: на слово «нельзя» малыш может не обращать внимания и устраивать истерику по каждому поводу.

Психологи объясняют, что родителям нельзя разрешать маленькому ребёнку манипулировать собой. В этом возрасте дети понимают, что плачем могут добиться желаемого. Взрослые должны чётко определить границы, если что-то малышу запрещается, нужно стоять на своём, даже когда он плачет и истерит. Со временем дети понимают, что родительский запрет нельзя отменить слезами.

Такое поведение может продолжаться до полугода. В это время родителям нужно запастись терпением, чтобы объяснять малышу, почему нельзя те или иные вещи. В год он уже хорошо понимает, что можно, а что нельзя делать. Умеет различить похвалу, а также реагирует, когда его ругают за проступки. Ребёнок понимает, когда его просят что-то принести или подать. Различает родителей и знакомых: на лице появляется радость при виде мамы и папы.

Психологи рекомендуют не позволять ребёнку манипулировать родителями с помощью плача

В двенадцатимесячном возрасте для ребёнка важно общение. Он учится контактировать с ровесниками. Малыш уже не так боится незнакомых людей, но мама остаётся самым важным для него человеком. Присутствие мамы успокаивает кроху, он чувствует себя в безопасности. Детские психологи рекомендуют родителям приучать детей к общению в компании ровесников. Именно в этом возрасте можно объяснять ребёнку, что игрушками можно делиться, нельзя обижать сверстников. Для социальной адаптации отлично подходят школы раннего развития, где малыш будет заниматься в группе с другими детьми.

Как определить, в норме ли психологическое развитие ребёнка — видео

Учимся говорить: речевое развитие малыша

Дети в двенадцать месяцев могут произносить самые простые слова: мама, папа, баба, дай, ам, ляля и другие. В лексиконе малыша уже есть 10–20 слов, хотя многие из них ребёнок произносит не полностью, в них отсутствуют некоторые звуки. Но он старается повторить слова за родителями, и со временем словарный запас расширится.

Некоторые дети не говорят в год, или их словарный запас ограничивается двумя — тремя словами. Если врач не видит никаких отклонений в развитии, такая ситуация может быть обусловлена генетической предрасположенностью и особенностями темперамента ребёнка. Но родителям стоит уделить внимание развитию речи, больше читать сказок крохе, часто разговаривать с ним. В процессе игры можно объяснять каждое действие и называть предметы.

Существует множество пособий и материалов, с помощью которых можно заниматься с ребёнком развитием речи

Ребёнок с помощью слов уже пытается рассказать что-то родителям. Например, при виде машины, он может произнести «би-би», или попросить подать интересующий его предмет или игрушку: «дай». Малыш пытается озвучить свои просьбы и недовольство. В этом возрасте у него хорошо развита мимика и интонация: то, что кроха не может выразить с помощью слов, он пытается сказать интонацией своего произношения.

Как развивать речь малыша

Логопеды рекомендуют как можно больше разговаривать с ребёнком:

  • читать истории и сказки каждый день;
  • рассматривать картинки и иллюстрации в книжках, при это называя каждый предмет, животное и т.д., чётко проговаривая название;
  • объяснять малышу все действия и ситуации: например, во время купания, можно рассказать ему, что это вода, а это мыло и т.д.;
  • случать детские песни: ребёнок в этом возрасте очень любит музыку, это также развивает чувство ритма;
  • развивать мелкую моторику: учёные доказали, что такие занятия непосредственно влияет на умственное развитие малыша, в том числе и на формирование речи.

Как помочь малышу научиться говорить: мнение доктора Комаровского — видео

Развитие моторики ребёнка

Врачи и педагоги в один голос твердят, что развивать малыша нужно с раннего возраста. Доказано, что мелкая моторика влияет не только на умственное развитие детей, но и на речь. В один год малыш хорошо умеет:

  • собирать свои игрушки на место: в игровой уголок или корзину для игрушек;
  • брать предметы двумя пальцами;
  • играть самостоятельно на протяжении получаса;
  • собирать пирамиду;
  • ставить кубик на кубик;
  • играть с мячом: пытается забросить его в коробку или корзину.

Пирамиды являются отличным способом развития мелкой моторики малыша

Если родители замечают, что ребёнок не проявляет интерес к игрушкам, мячу, не может держать предметы в руках, это повод обратиться за консультацией к педиатру и неврологу. Одной из причин может быть гипер- или гипотонус мышц. Поставить точный диагноз и дать рекомендации может только врач.

Приобщаем к прекрасному: музыкальное развитие

По мнению психологов, нужно уделять внимание не только физическому и умственному, но и музыкальному развитию ребёнка. В возрасте двенадцати месяцев он уже имеет чувство ритма, ему интересно двигаться под музыку, слушать детские песенки и весёлые ноты. Многие дети любят играть на игрушечных музыкальных инструментах: им нравится воспроизводить звуки, случать звучание. Музыка имеет свойства расслаблять и успокаивать: звуки природы положительно влияют на нервную систему ребёнка.

Музыкальное развитие просто необходимо детям. Музыка влияет на активные процессы в головном мозге, а также оказывает положительное действие на развитие мышления, памяти и внимания.

Часто врачи рекомендуют использовать музыку в качестве лечебной терапии. Например, детям с гиперактивностью неврологи назначают включать шум воды, звуки дельфинов, чтобы успокоить нервную систему и расслабить малыша. Психологи рекомендуют включать музыку ребёнку каждый день. Это необязательно должны быть классические произведения, можно случать детские песни или шумы природы. Главное, чтобы музыка нравилась крохе. Но не стоит перегружать слух малыша: достаточно 10–20 минут в день для прослушивания музыки.

Нормы и сроки развития ребёнка — видео

Нужные занятия: как развивать, чему учить ребёнка в этом возрасте

Ребёнок не может развиваться самостоятельно, ему нужно помогать, подсказывать, а главное — создавать комфортные условия. Врачи предупреждают, что физическому и умственному развитию родители должны уделять одинаковое внимание, чтобы малыш развивался гармонично.

Спорт обязателен

С самого рождения врачи настаивают, что для укрепления мышц крохи необходимо делать массаж и гимнастику. Хотя в год ребёнок уже более самостоятелен, отказываться от физических упражнений не стоит. После пробуждения рекомендуется делать гимнастику, которая взбодри, настроит на активное времяпровождение. Вечером можно сделать расслабляющий массаж.

Физические упражнения обязательны в возрасте двенадцати месяцев

Врачи рекомендуют такие физические упражнения:

  • обязательны прогулки на свежем воздухе, игры на спортплощадках, а также занятия с мячом;
  • если есть возможность, дома можно установить спорткомплекс для малыша. Врачи только за, если ребёнка приобщают к спорту с раннего возраста. Это отлично укрепляет мышцы, является профилактикой проблем с позвоночником;
  • полезно плавание в бассейне. Можно заниматься с инструктором или самостоятельно. Гидромассаж также очень полезен для общего состояния организма, а также укрепления мышц всего организма;
  • упражнения на фитболе не только нравятся детям, но и полезны для тренировки вестибулярного аппарата.

Упражнения на фитболе для годовалого малыша — видео

Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики играет огромную роль для ребёнка в возрасте одного года. Именно в это время малыш становится более активным и любознательным. И задача родителей — направить его интерес в правильное русло. Сегодня взрослые могут записать кроху на занятия в детские развивающие центры, где с ними будут заниматься опытные педагоги. Также родители самостоятельно могут разработать программу занятий, чтобы дома выполнять различные упражнения с ребёнком.

Существуют авторские методики, которые разработаны для детей разного возраста. Родители могут заниматься по какой-то одной методике или выбирать отдельные задания, которые интересны малышу. Самыми популярными на сегодня являются методики Марии Монессори, Глена Домана и Никитиных.

Упражнения для мелкой моторики — видео

Педагоги и детские психологи утверждают, что в двенадцать месяцев с малышом можно заниматься:

  • лепкой: пластилин, солёное тесто, или специальная масса для лепки отлично развивают фантазию, мышление и мелкую моторику;
  • играми с песком и водой: детям интересно изучать разные формы. Жидкость можно переливать из одной ёмкости в другую. А из песка делать разные фигуры или замки. Сегодня в продаже есть специальный кинетический песок, которые не оставляет пятен и с ним можно играть дома, когда на улице холодно и в песочницу пойти не получается;
  • упражнениями с бизибордом: твёрдые или мягкие развивающие доски, коврики или книги обязательно заинтересуют ребёнка. Детали и элементы, которые закреплены на бизибордах, отлично развивают мелкую моторику, терпение, логику, мышление и внимание;
  • рисованием: развитие творческих способностей влияет на речевое развитие. Можно начинать знакомить кроху с кистью и красками, если малыш не заинтересуется таким способом рисования, рекомендуется попробовать пальчиковые краски;
  • играми с конструктором: для детей этого возраста в продаже есть конструкторы с крупными блоками, которые они не смогут проглотить.

Игры с конструктором положительно влияют на развитие мышления, внимания и логики

Доктор Комаровский утверждает, что с детьми обязательно нужно заниматься. Но существую определённые правила: занятия обязательно должны проходить в игровой форме, а также только при желании ребёнка. Если малыш капризничает и не хочет выполнять упражнения, занятия лучше перенести на более позднее время или другой день.

Раннее развитие ребёнка: мнение доктора Комаровского — видео

Уход за ребёнком в один год

Чистота — залог здоровья. Эта фраза знакома всем с самого детства. За годовалым малышом требуется специальный уход, ведь он ещё не может самостоятельно выполнять многие действия.

Водные процедуры

Обязательны водные процедуры: утром это может быть лёгкий душ, во время которого мама подмывает ребёнка, чистит зубы, уши и нос. Вечером лучше набрать ванну и не менее 30–40 минут малыш может купаться и играть в воде.

Педиатры и дерматологи предупреждают, что для купания ребёнка нужно использовать специальные шампуни или мыло, разработанные для детей этого возраста. Взрослые гели для душа могут вызвать аллергическую реакцию, раздражение или излишнюю сухость нежной кожи малыша.

Купать ребёнка нужно обязательно каждый день утром и вечером. В жаркое время года можно проводить водные процедуры чаще

Как купать ребёнка — видео

Как правильно одевать ребёнка

Ещё один важный момент — правильный выбор одежды:

  • вещи должны быть из натуральных материалов, чтобы позволять коже дышать и не вызывать аллергических реакций;
  • не следует слишком тепло одевать малыша: у детей терморегуляция отличается от взрослых, поэтому ребёнка следует одевать по погоде;
  • одежда должна быть удобной: она не может быть слишком тесной или свободной. Допускается небольшой запас, чтобы кроха мог свободно двигаться.

Прогулки на свежем воздухе

В любом возрасте ребёнку полезны прогулки на улице. Педиатры рекомендуют гулять даже в плохую погоду, исключения составляют сильные морозы, ниже — 15 градусов, и ливни. В остальное время нужно быть на улице как минимум два часа в день. В хорошую погоду рекомендуется один из дневных снов проводить на свежем воздухе. Это очень полезно для здоровья малыша.

Не стоит забывать о свежем воздухе в комнате, где спит ребёнок. Помещение нужно часто проветривать и проводить влажную уборку как минимум два раза в неделю. Если в детской находятся комнатные растения, убедитесь, что они не могут вызвать аллергию у малыша, в противном случае цветы нужно убрать из комнаты.

Ребёнок и прогулки — видео

Питание ребёнка в двенадцать месяцев

В год ребёнок уже ест не только грудное молоко или смесь, но и многие твёрдые продукты в виде пюре или соков. Малыш принимает пищу 4–5 раз в день, с интервалом в 3–4 часа. У детей в этом возрасте в среднем восемь зубов, поэтому активно развиваются жевательные навыки. Родители должны помогать ребёнку учиться жевать, для этого можно не перетирать блюда в пюре, а оставлять небольшие кусочки. В продаже есть специальные каши для тренировки жевательного рефлекса.

Читайте также:  Большой Желудок У Новорожденного

В год малыш ещё не может есть самостоятельно, но уже делает попытки брать ложку и набирать еду

Питание малыша должно быть сбалансированным, в меню включены:

  • мясные и рыбные пюре;
  • овощные блюда;
  • кисломолочные продукты: творог и кефир, йогурт;
  • желток;
  • сливочное и растительное масло добавляют в блюда;
  • фруктовые пюре и соки;
  • каши.

Все блюда готовят на пару или отваривают. Категорически запрещено давать ребёнку в этом возрасте копчёные и жареные блюда, ведь несформированный ЖКТ не в состоянии принимать пищу, приготовленную таким способом. Детские гастроэнтерологи предупреждают, что детей ещё рано переводить на общий стол.

Советы педиатра о питании ребёнка в 9–12 месяцев — видео

Дети развиваются с каждым днём. Ребёнок в год очень любознателен, стремиться узнать как можно больше нового, а также все повторяет за взрослыми. Специалисты не перестают повторять, что с малышом обязательно нужно заниматься. Правильно распланированный распорядок дня позволит распределить время, чтобы успеть погулять с крохой, провести развивающие занятия, вовремя принять пищу, а также оставить время на отдых. Следует уделять внимание не только умственному развитию, но и не забывать о физических упражнениях. Ребёнок должен развиваться всесторонне.

Ещё один важный момент — правильный выбор одежды:

Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.

Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.

Физическое развитие

За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:

Среднее значение в 1 год

Мальчики в 1 год

Девочки в 1 год

Окружность грудной клетки

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль (конечно, на своем «малышковом» уровне).
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.

Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.

Занятия для развития

  • Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
  • Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
  • Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
  • Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
  • Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
  • Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
  • Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
  • Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
  • Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
  • В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
  • Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
  • Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
  • Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
  • Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.

Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Психическое развитие

Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Моторика

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.

Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.

Развитие речи

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

  • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
  • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Делать гимнастику и массаж пальчиков.
  • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.


Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

http://babymir.net/chto-umeet-i-dolzhen-umet-rebenok-v-1-god/http://beautiful-mama.ru/razvitie-rebenka-v-1-god/http://plusmama.ru/pediatrija/chto-rebenok-dolzhen-umet-v-1-god/http://babyzzz.ru/0-1/17058.htmlhttp://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/1-god/

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть

.

Елена
Мать двоих замечательных деток. Огромное количество опыта позволяет мне давать Вам правильные советы.
Оцените автора
Практические советы при ведении беременности и родов — в одном месте. Заходи